Акушерство и Гинекология №1 / 2016
Оценка психоневрологического статуса детей с задержкой внутриутробного развития в неонатологической практике
ФГБУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздрава России, Москва
Цель исследования. Провести систематический анализ данных, имеющихся в современной литературе, о способах оценки психо-неврологического статуса недоношенных детей, родившихся с задержкой внутриутробного развития при рождении и в динамике в течение неонатального периода.
Материал и методы. В обзор включены данные зарубежных и отечественных статей, найденных в Pubmed по данной теме, опубликованных за последние 10 лет.
Результаты. Представлены данные литературы о способах мониторирования психо-неврологического статуса недоношенных детей, родившихся с задержкой внутриутробного развития, включая оценочные шкалы и инструментальные методы обследования.
Заключение. Необходимо проведение дальнейших исследований, направленных на оптимизацию алгоритма диагностического обследования новорожденных, родившихся с задержкой внутриутробного развития для выявления нарушений в неонатального периоде и своевременного начала реабилитационных мероприятий или, при необходимости, медикаментозной терапии, направленных на снижение частоты постнатальных поражений нервной системы .
Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) новорожденных определяется как снижение массо-ростовых показателей при рождении ниже 10-го перцентиля [1]. Частота рождения детей с ЗВУР составляет от 5–7 до 17% по данным зарубежной и отечественной литературы [1–4]. Дети, родившиеся с ЗВУР, относятся к особой когорте младенцев, характеризующейся высоким риском нарушений физического и психомоторного развития [5]. Кроме того, у детей с выраженным отставанием массо-ростовых показателей частота поражений головного мозга выше, чем у детей, соответствующих гестационному возрасту [6]. Высокая частота нарушений психоневрологического развития обусловливает необходимость объективной и динамической оценки неврологического статуса с первых дней жизни, для чего используются различные шкалы, а также методы нейровизуализации и нейрофизиологии. Комплексное обследование обеспечивает возможность своевременного начала мероприятий по коррекции выявленных нарушений, снижения рисков неблагоприятных исходов и ранней предикции дальнейшего развития. Однако имеется очень мало работ, посвященных особенностям неврологического развития детей, родившихся с ЗВУР и интерпретации результатов исследования функции центральной нервной системы.
Наиболее простым, но субъективным методом первичной оценки неврологического статуса ребенка является шкала Баллард [7]. Оценка новорожденных по данной шкале проводится при рождении ребенка в 1 сутки жизни, начиная с 20 недели гестации до 44 недель [7, 8]. Использование данной шкалы дает представление о соответствии физической и нервно-мышечной зрелости ребенка его гестационному возрасту при рождении. Кроме шкалы Баллард в педиатрической практике используются: Денверский скрининг-тест развития (DDST) (с рождения до 6 лет) [9], шкала оценки развития ребенка по Бейли (с 1 месяца до 42 месяцев) [10, 11], международная шкала INFANIB (с рождения до 18 мес) [12], шкала психического развития Гриффитса (с 0 до 8 лет) [13], шкала оценки развития Малави (с 0 до 6 лет) [14], шкала быстрой оценки развития нервной системы (Rapid Neurodevelopment Assessment) (с 0 до 5 лет) [15], шкала CAT/CLAMS (с 1 до 36 месяцев) [16]. Несмотря на разнообразие шкал, их использование ограничено и имеет ряд недостатков. В первую очередь, к недостаткам можно отнести ограничение по возрасту, так как не все шкалы используются в периоде новорожденности, что не дает нам возможности ранней оценки неврологического статуса. К недостаткам этого метода можно также отнести субъективность оценки, поэтому она не может быть абсолютным критерием дальнейшего развития ребенка. Однако выявление несоответствия психомоторного статуса сроку гестации может служить показанием для более глубокого обследования ребенка, особенно детей из групп риска – глубоко недоношенных и родившихся с ЗВУР.
Одним из наиболее безопасных, информативных и используемых в рутинной практике методов структурной оценки развития головного мозга является нейросонография (НСГ). НСГ позволяет оценить структуры головного мозга, исключить пороки развития, визуализировать кровоизлияния герминального матрикса и внутрижелудочковые кровоизлияния, очаги перивентрикулярной лейкомаляции и другие очаговые поражения, оценить степень зрелости структур в течение внутриутробного развития [17]. Использование НСГ после рождения дает возможность проводить динамическую оценку выявленных изменений, отслеживать рост и дифференцировку головного мозга, и, соответственно, косвенно судить о степени зрелости и соответствии постконцептуальному возрасту ребенка. Бесспорным преимуществом НСГ является возможность проведения допплерометрии [18].
Относительно новым шагом в лучевых методах диагностики является внедрение трехмерной НСГ (3D) для пренатальной и постнатальной диагностики [19]. Сам метод 3D НСГ имеет ряд преимуществ, таких как мобильность, неинвазивность и высокая информативность за счет возможности построения трехмерной модели головного мозга. Однако, несмотря на большое количество работ в области оценки развития головного мозга, исследований, посвященных использованию 3D НСГ очень мало [20, 21] и необходимо проведение дальнейших исследований в этой области.
Магнитно-резонансная томография, проведенная с использованием дополнительных методик (диффузионно-тензорная, функциональная, объемная, магнитно-резонансная спектроскопия), дает наиболее ...