Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №3 / 2024
Оценка социально-экономических потерь общества от эпидемии ВИЧ/СПИДа в России
1) Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия;
2) Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия;
3) НПФ ГАЗФОНД, Москва, Россия
Цель исследования. Комплексная оценка социально-экономических последствий развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России.
Материалы и методы. Отработана методология моделирования комплексной оценки социально-экономических последствий эпидемии ВИЧ-инфекции в России. В основу модели положены статистические данные, характеризующие тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Социально-экономические издержки в связи с ВИЧ-инфекцией оценивали на основании данных о фактических расходах, представленных субъектами Российской Федерации. При моделировании проведены вариантные демографические оценки в соответствии с 4 сценариями развития ситуации в зависимости от уровня охвата лечением людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), построен прогноз социально-экономических потерь от ВИЧ/СПИДа в России.
Результаты. В связи с увеличением общего числа ЛЖВ социально-экономические потери общества от эпидемии ВИЧ-инфекции в России нарастают. Согласно оценкам, общий объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мер по противодействию распространению ВИЧ-инфекции (с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) вырос с 20,3 млрд руб. в 2010 г. до 63,4 млрд руб. в 2019 г. В 2019 г. в структуре указанных расходов доминировало финансирование закупок антиретровирусных препаратов (46,3%) и оказания медицинской помощи (30,1%), доля расходов на профилактику ВИЧ-инфекции была незначительна (0,7%). Согласно полученным оценкам, распространение ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации может привести к значительным демографическим потерям, оцениваемым в размере 0,7–1,8 млн чел. в 2019–2050 гг. в зависимости от сценария.
Заключение. Общий объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мер по противодействию распространению ВИЧ-инфекции вырос в 3,1 раза в 2019 г. по сравнению с 2010 г. По результатам оценки, реализация сценариев, предусматривающих охват антиретровирусной терапией 90–95% инфицированных ВИЧ в России, позволит сохранить к 2050 г. 800 тыс. – 1 млн жизней граждан Российской Федерации и сократить общенациональное экономическое бремя эпидемии ВИЧ-инфекции приблизительно с 4% до 3% ВВП накопленным итогом. Процесс распространения ВИЧ/СПИДа обладает высокой инерцией, и принимаемые сегодня профилактические меры окажут влияние с заметным запозданием.
Прекращение пандемии ВИЧ-инфекции является одной из задач в рамках реализации Целей в области устойчивого развития, принятых всеми государствами-членами ООН в 2015 г. в рамках «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»1. Пандемия ВИЧ-инфекции к концу 2019 г. поразила 76 млн чел. и унесла 33 млн жизней [1].
Основным каналом влияния ВИЧ/СПИДа на экономику считаются демографические изменения. Повышая заболеваемость и смертность среди наиболее производительной возрастной группы и одновременно увеличивая расходы на здравоохранение и социальную защиту, связанные с лечением и уходом, ВИЧ-инфекция может снизить темпы экономического роста и усугубить существующие проблемы в сфере здравоохранения и социальной защиты. Распространение ВИЧ-инфекции приводит к росту расходов и снижению доходов как отдельных экономических субъектов, так и экономики в целом [2–5]. Важно отметить, что увеличение расходов на профилактику и лечение ВИЧ-инфекции может оказать положительное влияние на экономику в будущем за счет снижения смертности и сокращения уровня передачи ВИЧ, а также потенциального роста производительности труда. Лечение повысит качество жизни лиц, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), благодаря улучшению их здоровья, возможности дольше быть активными на рынке труда.
В настоящее время основным подходом к противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции, одобренным международными организациями системы ООН, продолжает оставаться стратегия «Обследуй и лечи», направленная на то, чтобы выявить наибольшую долю ЛЖВ и обеспечить их эффективной антиретровирусной терапией (АРТ). Хотя АРТ не излечивает ВИЧ-инфекцию полностью, она значительно продлевает жизнь ЛЖВ и снижает вероятность передачи ВИЧ от них другим лицам. Согласно оценкам Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), в 2019 г. 81% от оценочного числа ЛЖВ в мире знали свой статус, 82% из них получали АРТ, у 88% получающих АРТ была подавлена вирусная нагрузка (ВН) ВИЧ. Это означает, что установленные ООН цели «90–90–90» (ВИЧ-инфекция должна быть диагностирована у 90% ЛЖВ, 90% из них должны получать АРТ, и у 90% из числа получающих АРТ должна быть подавлена ВН ВИЧ) не были достигнуты, но благодаря реализации этой стратегии число смертей от ВИЧ/СПИДа в мире сократилось на 39%, а число новых случаев заражения ВИЧ – на 23% в 2019 г. по сравнению с 2010 г. [1, 6].
В Российской Федерации в последние 2 десятилетия ситуация по ВИЧ-инфекции в целом отражала общемировые тенденции: увеличивалось число ЛЖВ, рос охват их АРТ. Борьба с эпидемией ВИЧ-инфекции в стране обозначена в числе государственных приоритетов. Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу2 и план ее реализации в целом базировались на принципах «90–90–90». Целью Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 г.3 является предупреждение ее распространения на территории страны путем достижения постоянного снижения числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди населения и снижения смертности от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ/СПИДом, чтобы к 2030 г. это заболевание перестало быть угрозой общественному здоровью.
Созданные в России нормативная база, инфраструктура, участие ведомств и неправительственных организаций позволяют осуществлять весь комплекс мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции. Одним из важных условий эффективной работы является обеспечение полноты финансирования и необходимого ресурсного обеспечения мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Ежегодно в федеральном и региональных бюджетах предусматриваются средства на профилактику, обеспечение ЛЖВ антиретровирусными препаратами (АРП), организацию и проведение диагностических мероприятий; выделяются средства на оказание медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.
Цель исследования – комплексная оценка социально-экономических последствий развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России.
Материалы и методы
В ходе исследования была отработана методология моделирования комплексной оценки социально-экономических последствий эпидемии ВИЧ-инфекции. В основу модели были положены статистические данные, характеризующие тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ, расходы федерального бюджета в связи с ВИЧ-инфекцией и демографические потери в связи с заболеванием. Проанализированы данные по ВИЧ-инфекции Росстата, форм федерального государственного статистического наблюдения № 61 «Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека», № 4 «Сведения о результатах исследования крови на антитела к ВИЧ» и № 2 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях»; ведомственной формы мониторинга Роспотребнадзора «Сведения о мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ», а также персонифицированные данные ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора (далее – ЦНИИЭ) о выявленных случаях ВИЧ-инфекции в России и летальных исходах в 2010–2019 гг.
Социал...