Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №3 / 2024

Оценка социально-экономических потерь общества от эпидемии ВИЧ/СПИДа в России

20 сентября 2024

1) Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия;
2) Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия;
3) НПФ ГАЗФОНД, Москва, Россия

Цель исследования. Комплексная оценка социально-экономических последствий развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России.
Материалы и методы. Отработана методология моделирования комплексной оценки социально-экономических последствий эпидемии ВИЧ-инфекции в России. В основу модели положены статистические данные, характеризующие тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Социально-экономические издержки в связи с ВИЧ-инфекцией оценивали на основании данных о фактических расходах, представленных субъектами Российской Федерации. При моделировании проведены вариантные демографические оценки в соответствии с 4 сценариями развития ситуации в зависимости от уровня охвата лечением людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), построен прогноз социально-экономических потерь от ВИЧ/СПИДа в России.
Результаты. В связи с увеличением общего числа ЛЖВ социально-экономические потери общества от эпидемии ВИЧ-инфекции в России нарастают. Согласно оценкам, общий объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мер по противодействию распространению ВИЧ-инфекции (с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) вырос с 20,3 млрд руб. в 2010 г. до 63,4 млрд руб. в 2019 г. В 2019 г. в структуре указанных расходов доминировало финансирование закупок антиретровирусных препаратов (46,3%) и оказания медицинской помощи (30,1%), доля расходов на профилактику ВИЧ-инфекции была незначительна (0,7%). Согласно полученным оценкам, распространение ВИЧ/СПИДа на территории Российской Федерации может привести к значительным демографическим потерям, оцениваемым в размере 0,7–1,8 млн чел. в 2019–2050 гг. в зависимости от сценария.
Заключение. Общий объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мер по противодействию распространению ВИЧ-инфекции вырос в 3,1 раза в 2019 г. по сравнению с 2010 г. По результатам оценки, реализация сценариев, предусматривающих охват антиретровирусной терапией 90–95% инфицированных ВИЧ в России, позволит сохранить к 2050 г. 800 тыс. – 1 млн жизней граждан Российской Федерации и сократить общенациональное экономическое бремя эпидемии ВИЧ-инфекции приблизительно с 4% до 3% ВВП накопленным итогом. Процесс распространения ВИЧ/СПИДа обладает высокой инерцией, и принимаемые сегодня профилактические меры окажут влияние с заметным запозданием.

Прекращение пандемии ВИЧ-инфекции является одной из задач в рамках реализации Целей в области устойчивого развития, принятых всеми государствами-членами ООН в 2015 г. в рамках «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года»1. Пандемия ВИЧ-инфекции к концу 2019 г. поразила 76 млн чел. и унесла 33 млн жизней [1].

Основным каналом влияния ВИЧ/СПИДа на экономику считаются демографические изменения. Повышая заболеваемость и смертность среди наиболее производительной возрастной группы и одновременно увеличивая расходы на здравоохранение и социальную защиту, связанные с лечением и уходом, ВИЧ-инфекция может снизить темпы экономического роста и усугубить существующие проблемы в сфере здравоохранения и социальной защиты. Распространение ВИЧ-инфекции приводит к росту расходов и снижению доходов как отдельных экономических субъектов, так и экономики в целом [2–5]. Важно отметить, что увеличение расходов на профилактику и лечение ВИЧ-инфекции может оказать положительное влияние на экономику в будущем за счет снижения смертности и сокращения уровня передачи ВИЧ, а также потенциального роста производительности труда. Лечение повысит качество жизни лиц, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), благодаря улучшению их здоровья, возможности дольше быть активными на рынке труда.

В настоящее время основным подходом к противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции, одобренным международными организациями системы ООН, продолжает оставаться стратегия «Обследуй и лечи», направленная на то, чтобы выявить наибольшую долю ЛЖВ и обеспечить их эффективной антиретровирусной терапией (АРТ). Хотя АРТ не излечивает ВИЧ-инфекцию полностью, она значительно продлевает жизнь ЛЖВ и снижает вероятность передачи ВИЧ от них другим лицам. Согласно оценкам Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), в 2019 г. 81% от оценочного числа ЛЖВ в мире знали свой статус, 82% из них получали АРТ, у 88% получающих АРТ была подавлена вирусная нагрузка (ВН) ВИЧ. Это означает, что установленные ООН цели «90–90–90» (ВИЧ-инфекция должна быть диагностирована у 90% ЛЖВ, 90% из них должны получать АРТ, и у 90% из числа получающих АРТ должна быть подавлена ВН ВИЧ) не были достигнуты, но благодаря реализации этой стратегии число смертей от ВИЧ/СПИДа в мире сократилось на 39%, а число новых случаев заражения ВИЧ – на 23% в 2019 г. по сравнению с 2010 г. [1, 6].

В Российской Федерации в последние 2 десятилетия ситуация по ВИЧ-инфекции в целом отражала общемировые тенденции: увеличивалось число ЛЖВ, рос охват их АРТ. Борьба с эпидемией ВИЧ-инфекции в стране обозначена в числе государственных приоритетов. Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу2 и план ее реализации в целом базировались на принципах «90–90–90». Целью Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 г.3 является предупреждение ее распространения на территории страны путем достижения постоянного снижения числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди населения и снижения смертности от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ/СПИДом, чтобы к 2030 г. это заболевание перестало быть угрозой общественному здоровью.

Созданные в России нормативная база, инфраструктура, участие ведомств и неправительственных организаций позволяют осуществлять весь комплекс мероприятий по противодействию эпидемии ВИЧ-инфекции. Одним из важных условий эффективной работы является обеспечение полноты финансирования и необходимого ресурсного обеспечения мероприятий по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Ежегодно в федеральном и региональных бюджетах предусматриваются средства на профилактику, обеспечение ЛЖВ антиретровирусными препаратами (АРП), организацию и проведение диагностических мероприятий; выделяются средства на оказание медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией.

Цель исследования – комплексная оценка социально-экономических последствий развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России.

Материалы и методы

В ходе исследования была отработана методология моделирования комплексной оценки социально-экономических последствий эпидемии ВИЧ-инфекции. В основу модели были положены статистические данные, характеризующие тенденции развития эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ, расходы федерального бюджета в связи с ВИЧ-инфекцией и демографические потери в связи с заболеванием. Проанализированы данные по ВИЧ-инфекции Росстата, форм федерального государственного статистического наблюдения № 61 «Сведения о болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека», № 4 «Сведения о результатах исследования крови на антитела к ВИЧ» и № 2 «Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях»; ведомственной формы мониторинга Роспотребнадзора «Сведения о мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ», а также персонифицированные данные ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора (далее – ЦНИИЭ) о выявленных случаях ВИЧ-инфекции в России и летальных исходах в 2010–2019 гг.

Социал...

Николаева Н.А., Ладная Н.Н., Помазкин Д.В., Коротких А.М., Санишвили Т.Т.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.