Кардиология №11 / 2016

Однократное профилактическое консультирование в стационаре не улучшает прогноз пациентов после чрескожных коронарных вмешательств

2 декабря 2016

ФГБУ Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава РФ, Москва

Цель исследования «Инвазивные Методики Лечения Атеросклероза: эффективность вторичного ПРОФилактического вмешательства» (ИМЛА-ПРОФ) — оценка отдаленной эффективности однократного профилактического консультирования пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) в условиях стационарного лечения по поводу чрескожного коронарного вмешательства (ЧКВ). Материал и методы. В проспективное рандомизированное контролируемое исследование были включены 160 пациентов с ИБС, перенесших ЧКВ, в возрасте от 38 до 87 лет (средний возраст 59,43±8,94 года, 81,9% мужчины). Включенные в исследование пациенты были рандомизированы в соотношении 1:1 на 2 группы — основную (n=80) и контрольную (n=80). Пациенты обеих групп получали стационарное лечение и стандартные рекомендации врачей стационара. В дополнение к ним пациентам основной группы проводились профилактические образовательные мероприятия. После выписки из стационара пациентов обеих групп наблюдали в течение 12 мес. Результаты. Проведенное исследование показало, что однократное профилактическое консультирование, проведенное у больных ИБС на этапе стационарного лечения по поводу планового или экстренного ЧКВ, не обеспечивает устойчивой положительной динамики основных факторов риска и не влияет на смертность и комбинированные конечные точки. Отмечается лишь небольшая положительная динамика отдельных показателей, например, достоверно меньшее потребление насыщенных жиров, некоторое повышение приверженности к лечению, в частности, приему ацетилсалициловой кислоты. Заключение. Необходимы дальнейшие исследования с целью установления наиболее эффективных моделей проведения профилактических вмешательств у больных ИБС, которые могут начинаться в стационаре, но должны продолжаться в амбулаторном или дистанционном форматах.

Согласно современным клиническим рекомендациям, все мероприятия по ведению пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) преследуют две основные цели: 1) улучшение клинического состояния и качества жизни пациентов; 2) снижение смертности и профилактика сердечно-сосудистых катастроф. Достижение этих целей не только обеспечивается качеством оказываемой пациентам медицинской помощи, но и в значительной степени зависит от самих пациентов, их понимания и отношения к своему заболеванию, приверженности к выполнению рекомендаций врачей, готовности к изменению образа жизни в связи с болезнью. Рекомендации всех крупных медицинских профессиональных сообществ сходятся в том, что для формирования у пациентов адекватного отношения к заболеванию и его лечению требуется целенаправленное обучение больных. В руководстве Европейского общества кардиологов по ведению пациентов со стабильной стенокардией рекомендации о предоставлении пациентам информации об их заболевании, факторах риска (ФР) и стратегиях лечения присвоен наивысший I класс (уровень доказательности С) [1]. В рекомендациях Американской кардиологической ассоциации/Американской коллегии кардиологов (AHA/ACC) еще в 90-х годах прошлого века обучение было включено в популярный мнемонический алгоритм, помогающий врачу не упустить ни один из наиболее важных аспектов помощи пациенту со стабильной стенокардией: в схеме «ABCDE» обучению (education) соответствует буква E [2]. В более новом документе AHA/ACC [3] по обсуждаемой теме обучению пациентов посвящен целый раздел, при этом I класс присвоен рекомендациям по предоставлению пациентам информации о важности приема назначенных препаратов, доступному для пациента объяснению стратегий медикаментозного лечения и снижения риска развития сердечно-сосудистых осложнений, совместному обсуждению всех возможных подходов к лечению, предоставлению информации по адекватному двигательному режиму, обучению навыкам мониторинга своего состояния, информированию о клинических признаках возможных осложнений и правильных действиях при их появлении, а также предоставлению информации по основным элементам образа жизни, которые оказывают влияние на прогноз, — поддержанию должной массы тела и окружности талии, контролю уровня липидов и артериального давления (АД), необходимости отказа от курения и избегания пассивного курения, а также всем необходимым поведенческим изменениям, в которых нуждаются пациенты с сахарным диабетом (СД). При этом IIa класс имеют рекомендации по здоровому питанию и обучению пациентов распознаванию симптомов стресса и депрессии. Уровень доказательности для этих рекомендаций колеблется от С (например, консультирование по поведенческим ФР) до В (например, обсуждение возможных стратегий лечения и консультирование по вопросам питания).

Существенное внимание вопросам профилактического консультирования у больных ИБС уделено и в Российских национальных рекомендациях по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) [4].

Учитывая изложенное, целесообразно использовать любые возможности для информирования и обучения пациентов с ИБС, и один из наиболее удобных случаев для этого — госпитализация, в том числе по поводу реваскуляризации миокарда с помощью чрескожных коронарных вмешательств (ЧКВ). Во время госпитализации пациенты и врачи физически находятся в одном и том же месте, при этом пациенты располагают достаточным временем, особенно во второй половине дня. Кроме того, сама госпитализация с целью реваскуляризации миокарда воспринимается большинством больных как некий жизненный рубеж и весомый повод пересмотреть жизненные ориентиры. Так, на примере приверженности к приему статинов мы знаем, что назначение препаратов этого класса пациентам, перенесшим ЧКВ, в период их нахождения в стационаре почти в 3 раза повышает вероятность приема статинов на отдаленном этапе по сравнению с теми пациентами, которым гиполипидемическая терапия была рекомендована после выписки [5].

В то же время существуют и контраргументы. Так, в сфере обучения пациентов с СД (а в этой популяции пациентов накоплен колоссальный опыт образовательных вмешательств) в течение многих лет идет дискуссия о целесообразности обучения пациентов с СД в стационаре. Противники консультирования предъявляют такие рациональные аргументы, как плохое восприятие и запоминание информации при плохом самочувствии пациентов, недостаточная преподавательская квалификация больничного персонала по сравнению с сотрудниками специальных образовательных центров и служб, краткосрочность образовательных вмешательств в стационарных условиях и неэффективность внутрибольничного консультирования с экономической точки зрения [6]. Более того, даже Американская диабетологическая ассоциация (ADA) считает, что цели, стоящие перед внутрибольничным обучением, должны ограничиваться оценкой актуальных образовательных потребностей пациентов, началом обучения пациентов с впервые ...

Погосова Н.В., Соколова О.Ю., Аушева А.К., Карпова А.В., Юферева Ю.М., Салбиева А.О., Юсубова А.И., Исакова С.С., Иосифян М.А., Выгодин В.А.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.