Медицинский Вестник №21 (490) / 2009

Олег Симаков: медицина — «клиент» тонкий

1 августа 2009

Информатизация в медицине — не дань моде, а дань времени. Как, скажем, кардиология сегодня не может существовать без кардиохирургии, так и работа каждого врача органично оказывается связанной с вычислительной техникой. Уже есть страны — Голландия, Дания, ряд других, в которых уровень информатизации в здравоохранении достигает 97%. Россия по вполне объективным причинам сравниться с ними не может: то, что относительно легко дается на небольших территориях, в условиях наших необозримых просторов — в тысячу раз сложней. Кстати, и в России в отдельных регионах уровень информатизации в медицине достаточно высок, но носит это локальный характер. Более года назад в Минздравсоцразвития РФ создан Департамент информатизации. Сегодня его директор, кандидат технических наук Олег Владимирович СИМАКОВ, в беседе с корреспондентом «МВ» Мариной Мелконян рассказывает, что предпринимается для реализации поставленной цели, какой быть этой единой электронной системе и что она сулит здравоохранению.

Информатизация в медицине — не дань моде, а дань времени. Как, скажем, кардиология сегодня не может существовать без кардиохирургии, так и работа каждого врача органично оказывается связанной с вычислительной техникой. Уже есть страны — Голландия, Дания, ряд других, в которых уровень информатизации в здравоохранении достигает 97%. Россия по вполне объективным причинам сравниться с ними не может: то, что относительно легко дается на небольших территориях, в условиях наших необозримых просторов — в тысячу раз сложней. Кстати, и в России в отдельных регионах уровень информатизации в медицине достаточно высок, но носит это локальный характер. Более года назад в Минздравсоцразвития РФ создан Департамент информатизации. Сегодня его директор, кандидат технических наук Олег Владимирович СИМАКОВ, в беседе с корреспондентом «МВ» Мариной Мелконян рассказывает, что предпринимается для реализации поставленной цели, какой быть этой единой электронной системе и что она сулит здравоохранению.

— Начну с того, что широкая информатизация — не самоцель, это средство для достижения цели, в данном случае способ, с помощью которого удастся повысить эффективность здравоохранения. Задача емкая, многоплановая. Мы пока в начале пути.

Развитие этой системы, прежде всего, зависит от оснащения медицинской службы вычислительной техникой. Тут мы не с нуля начинаем. В среднем по стране на одно учреждение здравоохранения приходится 37 персональных компьютеров (в расчеты не включена обеспеченность ими московской и петербургской медицины, где данный показатель несравненно выше), причем 80% этого оборудования во вполне работоспособном состоянии. А вот загрузка его намного ниже реальных возможностей. В основном в больницах и поликлиниках действуют усеченные локальные программы. Чаще они призваны решать бухгалтерские и кадровые задачи в пределах одного учреждения, обеспечивать его финансовые взаимоотношения с территориальным фондом ОМС. И лишь каждый пятый компьютер имеет выход в Интернет.

— А каким надо обладать компьютерным парком, чтобы обеспечить информатизацию всей службы?

— Примерно вдвое большим, чем мы сегодня располагаем. По нашим расчетам, в поликлинике средней мощности для компьютеризации работы врача и основных разделов ее хозяйственной деятельности понадобится порядка 40 машин, в 500-коечной больнице — около 150. В стационарном отделении на 60—70 коек необходимо установить по меньшей мере пять компьютеров. Разумеется, в один присест вся недостающая техника не появится. Потребуется время. Еще точно не определено, кто будет финансировать приобретения. Видимо, часть общеструктурных расходов возьмет на себя феде...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.