Фарматека №9 / 2020
Особенности питания современных школьников различных возрастных групп
1) Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии, Москва, Россия;
2) Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия
Введение
Широкомасштабные эпидемиологические исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков в возрасте 3–18 лет, проведенные Росстатом и ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологий» в 2013 и 2018 гг., указывают на существенные недостатки в организации питания детей, причем именно эти факторы влияют на формирование здоровья подрастающего поколения [1, 2].
В исследованиях как 2013-го, так и 2018 г. выявлено, что средние величины потребления энергии детьми близки к нормам физиологических потребностей для соответствующего пола и возраста. Установлено, что основные нарушения питания детской популяции 3–13 лет заключаются в избыточном потреблении общего жира (свыше 35% от общей калорийности рациона); насыщенных жирных кислот, добавленного сахара (свыше 15% от калорийности рациона) и поваренной соли (более 5 г/сут) в сочетании с недостаточностью кальция и общих углеводов (50–53% от калорийности рациона при норме 58%). Потребление белка и жира в процентах от калорийности рациона детьми всех возрастов прямо зависит от величины среднедушевого дохода в семье. Рационы питания более 10–15% детей содержат недостаточное количество фруктов, 15–22% овощей, 9–18% молочных продуктов, 20–23% мяса и птицы, более 50% – рыбы. Вместе с тем 40–50% детей регулярно потребляют колбасы и кондитерские изделия. Указанные нарушения питания детской популяцией могут относиться к факторам риска для нормального роста и развития детей, а также быть предиктором развития алиментарно зависимых неинфекционных заболеваний на протяжении всей жизни.
По итогам выборочного наблюдения доля детей в возрасте до 16 лет, калорийность питания которых ниже минимально допустимого уровня, составила 13%, для детей 16–18 лет – 13,2%.
Следует отметить снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием, среди детей 3–13 лет, выявленное в 2013 и 2018 гг., с 24,2 до 10,8%. Данные по каждой возрастной группе представлены в табл. 1.
Это может свидетельствовать о реализации системы мероприятий, проводимых на государственном и региональном уровнях по вопросам формирования пищевого поведения детей.
Пищевое поведение ребенка, посещающего образовательные организации (ОО), отражает пищевое поведение семьи. Как было показано в исследованиях Ж.Ю. Гореловой [3], формируя пищевые привычки, домашнее питание влияет на потребление школьных завтраков и обедов, т.к. многие школьники не едят нелюбимых или не знакомые им блюд. Среди московских школьников только 62,3–76,3% учащихся регулярно завтракают дома, и это число достоверно снижается в старших классах. От 34 до 68% учащихся на завтрак предпочитают овсяную и гречневую каши и бутерброды с колбасой (46,5–80%). Отмечается редкое употребление молока и молочных продуктов. В рационах питания школьников всех классов недостаточное потребление овощей и овощных блюд (овощных супов и овощных гарниров), молочных продуктов и фруктов; наблюдается чрезмерно частое потребление колбас. К старшим классам возрастает число школьников, пренебрегающих в учебные дни домашним завтраком, подростки реже употребляют каши, супы и овощные гарниры.
В школу 48,7–58,9% родителей учащихся младших и средних классов и 25,5% родителей школьников старших классов дают детям фрукты, бутерброды, сок, выпечку, печенье, йогурт.
По данным А.Н. Мартинчика и соавт. [4], выявлены возрастные особенности потребления продуктов – источников кальция, их среднесуточное потребление и вклад каждого приема пищи в потребление данного макроэлемента. В настоящее время в целом среди населения отмечается снижение распространенности потребления молока, молочных продуктов, напитков на молоке, молочных каш, с небольшим увеличением потребления сыров в рационе детей старшей возрастной группы. В употреблении молока и молочных продуктов важная роль принадлежит родителям, формирующим пищевое поведение. Так, показано, что в группе девочек-подростков, которые отмечали, что отцы используют молоко, потребление кальция было выше, чем в группе детей, которые не видели, как их отцы пьют молоко [5].
По результатам мониторинга потребления блюд из действующего меню в школах Москвы с учетом ассортимента продукции, приобретаемой в школьном буфете и вне школы (т.е. что охотнее всего едят дети дома), выявлены вкусовые предпочтения обучающихся [6]...