Фарматека №s3-15 / 2015

Особенности реагирования детей различного возраста на развод родителей

27 сентября 2015

(1) Отдел судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» МЗ РФ, Москва; (2) Московского городского психолого-педагогического университета, Москва

На основании обследования 117 детей, проведенного в рамках судебной психолого-психиатрической экспертизы, выделены типичные для детей различного возраста реакции на психотравмирующую ситуацию высококонфликтного развода. Обсуждаются границы компетенции врачей общей практики при написании заключения для суда по запросу одного из родителей. Подчеркивается, что установление возможного негативного влияния на психическое состояние ребенка общения или проживания с одним из родителей не относится к компетенции врачей общей практики и является предметом специального комплексного психолого-психиатрического исследования, проводимого в рамках судебной экспертизы.

Введение

За последние годы в России существенно возросло количество судебных споров об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, а также об определении порядка общения ребенка с родителем, проживающим отдельно. Согласно действующему законодательству, в случае развода в отсутствие соглашения между родителями место жительства ребенка определяется судом, исходя из его интересов. Согласно статье 66 Семейного кодекса Российской Федерации, родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению его с другим родителем, если такое общение не причиняет вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию [1]. Многочисленные исследования в области психологии убедительно свидетельствуют о важности для нормального психологического развития ребенка своевременно сформированной привязанности и к отцу, и к матери, а также наличия позитивных взаимоотношений с обоими родителями [2, 3]. К сожалению, разводящиеся родители, охваченные негативным отношением друг к другу, часто недооценивают важность для психического здоровья ребенка сохранения его любви к ним обоим и стремятся свести к минимуму или исключить общение родителя, проживающего отдельно, с ребенком. Развод родителей, сопровождающийся спором о месте жительства или порядке общения с детьми, во всех случаях является для ребенка психотравмирующей ситуацией, при которой у детей могут отмечаться различные симптомы психического неблагополучия (депрессивные состояния, невротические реакции, нарушения поведения). Несмотря на типичность подобных психопатологических реакций, в высококонфликтных семьях родители, как правило, связывают возникающие у детей в период развода психические нарушения с негативным влиянием на психическое состояние ребенка общения с другим родителем. Обращаясь к специалистам с жалобами на изменение психического состояния ребенка, родители настаивают на том, чтобы в медицинской документации было указано, что данные симптомы появились у ребенка «после встречи с отцом» или «после выходных, проведенных у отца». Анализ материалов гражданских дел показывает, что во многих случаях подобные типичные реакции детей на развод родителей оценивались врачами общей практики как неблагоприятное следствие общения ребенка с проживающим отдельно от него родителем. В ряде случаев врачами-неврологами или терапевтами давались рекомендации «временно изолировать ребенка от любого взаимодействия с отцом до тех пор, пока не будет стабилизирована сложившаяся ситуация, согласован единый стиль поведения и воспитания» или «ограничить общение ребенка с отцом до достижения им 10-летнего возраста». Соответствующие заключения в последующем представлялись в суд в качестве доказательств негативного влияния на психическое здоровье ребенка его общения с отдельно проживающим родителем [4].

Согласно результатам проведенного ранее исследования, в ситуации продолжительного семейного конфликта и развода родителей у абсолютного большинства детей отмечаются различного рода нарушения психического и психологического состояния. При этом у детей выявляются психогенно обусловленные психические расстройства двух типов. Первый тип представлен малодифференцированными психическими нарушениями донозологического уровня в виде нерезко выраженных расстройств адаптации, поведенческих реакций в сочетании со снижением настроения, отсутствием интереса к повседневным видам деятельности и к общению, снижением академической успешности. Второй тип нарушений представлен четко выраженными невротическими реакциями, а также отдельными симптомами невротического круга (симптомы соматизированных расстройств, энурез неорганической природы, транзиторное тикозное расстройство). Психические нарушения в ситуации раздельного проживания с одним из родителей ...

О.А. Русаковская, Н.К. Харитонова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.