Терапия №7 (17) / 2017
Пациент с хронической болью: биопсихосоциальные модели взаимодействия
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России, Волгоград
В статье приводится анализ моделей взаимодействия врача-невролога и пациента с хронической болью. Демонстрируется преимущество коллегиальной модели.
Терапия боли, особенно ее хронических форм, продолжает оставаться в списке самых актуальных медицинских проблем. Ей уделяется огромное внимание врачами различных специальностей, но, несмотря на экспоненциальный рост исследований, разработку новых методов лечения и профилактики этой патологии, боль продолжает приносить страдания пациентам. В последнее время особенно актуальным становится концептуальное изменение взгляда на боль. Из медицинской, анатомо-патофизиологической проблемы она становится социальным маркером. Изменение отношения к этому патологическому синдрому наиболее ярко отражено в биопсихосоциальном подходе, сформировавшемся в последние годы среди врачей, занимающихся данной патологией [1, 9]. Все больше методов лечения и профилактики хронизации боли фокусируется не на анатомических концепциях, а на изменении отношения к ней в макро- и микросоциуме. Широкое распространение получают так называемые школы боли, ведется работа по информированию немедицинской части населения об патофизиологических основах боли [3, 4]. Но закономерным следствием перехода медицинских знаний из кастовых, экспертных навыков и умений в массы является их широкое использование непрофессионалами. С одной стороны, данная трансформация полезна обществу, так как, повышая уровень информированности населения в целом, она тем самым снимает часть нагрузки с практикующих медиков и перекладывает ответственность за сохранение здоровья на самого человека [5]. Но, с другой стороны, неконтролируемое использование лекарственных средств, в том числе и без надлежащей диагностики, приводит к росту осложнений и побочных эффектов терапии и к дискредитации медицинской науки в целом.
Изменилось и отношение общества к медицинским работникам. Все больше внимания уделяется критике выполнения врачами профессиональных обязанностей, разбору медицинских ошибок, нарушению правил этики и деонтологии в повседневной клинической практике. Последние попытки перевести врачебную ответственность за ошибки в ранг уголовных преступлений является ярким отражением меняющейся парадигмы отношений между врачом и пациентом. Это не может не оказывать влияния на процесс взаимодействия врача и пациента и, как следствие, отражаться на клинической эффективности проводимой терапии.
С другой стороны, теоретическое принятие биопсихосоциальной модели боли врачами абсолютно не находит своего отражения в реальной клинической практике. Признавая роль социальной дезадаптации в хронизации болевых ощущений, многие доктора не меняют своих методов общения с пациентом и разрабатывают терапевтические планы без учета психологических и социальных особенностей пациента [2, 7, 8].
И именно разработка оптимальных моделей взаимодействия врача и пациента в случае хронической боли может стать основой успешности проводимой терапии [6].
Принято считать, что взаимодействие врача и пациента осуществляется на институциональном и индивидуальном уровнях. Первый подразумевает пространство, в котором совершается взаимодействие пациента и медицинского работника, – это стационар или поликлиника. Индивидуальный уровень — это отношения врача и пациента, в которых возникают конфликты или доверие. Культурный или экономический капитал пациентов, преобразуясь в получение медицинской услуги, помогает обойти талонную систему врачебного приема, символически снизить статус профессионала. Но здесь возможны попытки манипулировать системой,...