Медицинский Вестник №18 (487) / 2009
Пациент всегда прав
Общественный совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре предлагает создать в России институт уполномоченного по правам пациента и здравоохранную прокуратуру, которая будет контролировать судебные дела пациентов. Правозащитники утверждают, что в нашей стране до сих пор нет эффективной системы защиты пациентов, пострадавших в результате медицинской ошибки или халатности. Они предлагают наделить новую организацию широкими полномочиями: вести проверки ЛПУ, проводить экспертизы качества медицинской помощи и штрафовать «провинившиеся» учреждения.
Кому пожаловаться?
Сегодня пострадавшим пациентам сложно добиться справедливости. Если случай «некриминальный», больному нелегко получить юридическую помощь, так как юристов, специализирующихся в области здравоохранного права, в нашей стране мало, а полномочия общественных организаций ограничены. Например, им закрыт доступ к внутренним документам больницы и медицинским картам.
Не является выходом из положения и обращение к юристам страховых компаний, которые в сложных случаях играют роль посредника между пациентом и больницей, из-за того, что они являются лицами заинтересованными. Ведь любое судебное разбирательство ставит под удар экономическую устойчивость лечебно-профилактических учреждений, с которыми заключен договор. Процесс неизбежно повлияет на конкурентоспособность клиники и может привести к оттоку из нее клиентов, а это невыгодно страховой компании.
— Российские страховые компании занижают истинные масштабы некачественно оказанных медуслуг. Только медицинских ошибок в России происходит до 50 тыс. в год, — рассказывает председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский. — Согласно официальной статистике Федерального фонда ОМС (данные первого полугодия 2007 г.) из 5,04 млн проведенных экспертиз качества оказания медицинской помощи примерно в половине зафиксированы какие-либо дефекты. В том числе: лишние услуги — в 52%, нарушения качества оказания медицинской помощи — в 17% и собственно медицинские ошибки — в 10% случаев. При этом не учитывались амбулаторные обращения, а брались в расчет только претензии по госпитализациям.
По мнению Саверского, причина такого положения дел в недостатках существующей системы страхования граждан. Она не способствует прозрачности работы медицинской службы, так как страховые компании связаны с ЛПУ договорами, ...