Медицинский Вестник №3 (724) / 2016
Парадоксы законодательства
Защита прав несовершеннолетних пациентов — важнейшая политико-правовая задача государства. Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья является продолжающееся формирование нормативно-правового обеспечения данной сферы.
Защита прав несовершеннолетних пациентов — важнейшая политико-правовая задача государства. Государственным гарантом обеспечения и защиты прав и интересов детей на охрану здоровья является продолжающееся формирование нормативно-правового обеспечения данной сферы.
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка в сфере охраны здоровья предусмотрены Конституцией РФ и регламентируются широким спектром нормативно-правовых документов от федеральных законов до указов президента и постановлений органов исполнительной власти. Тем не менее на практике это не уберегает от возникновения правовых коллизий в этой области. Анализируя ситуацию, доцент кафедры медицинского права Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Юлия Павлова приходит к выводу, что нарушения прав несовершеннолетних часто связаны с пробелами в нормативно-правовом обеспечении в области охраны здоровья детей, а также недостаточным уровнем правовой, деонтологической и психологической подготовки врача.
Основы гарантий прав и интересов
Основные гарантии прав и законных интересов ребенка в сфере охраны здоровья, предусмотренные Конституцией РФ, определены системой федеральных законов: от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья); от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (гл. 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья) и т.д.
Необходимо отметить, что указы и распоряжения Президента РФ, акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти также занимают важное место в системе охраны здоровья ребенка.
В частности, вопросы охраны жизни и здоровья несовершеннолетних отражены в плане реализации «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351. На достижение этих целей направлены и ряд других указов Президента РФ, в которых значительное внимание уделено охране жизни и здоровья детей: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы».
Среди нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти следует назвать приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1348н, которым утвержден порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». На уровне субъектов РФ положения федерального законодательства детализируются в актах законодательных и исполнительных органов власти, которые разрабатывают механизм применения и реализации норм на практике.
Однако законодательное регулирование данной сферы отношений еще далеко от совершенства.
В области охраны права ребенка на здоровье существует комплекс проблем правового, социально-экономического, психологического, этического и иного характера, недостаточно определены механизмы практического осуществления ряда нормативных актов, касающихся охраны здоровья детей.
Право на совместное нахождение с ребенком в стационаре
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п. 3 статья 51) закрепил право одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения, независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста ...