Медицинский Вестник №25 (638) / 2013

Перемена мест слагаемых

1 сентября 2013

Увеличение расходов на здравоохранение в абсолютных показателях эксперты считают не более чем инфляционной компенсацией и утверждают, что при таких затратах надеяться на какое бы то ни было развитие отрасли не приходится. Оптимизма не добавляют и новости из властных структур о возможном сокращении финансирования социальной сферы, в частности пересмотр финансовых параметров Государственной программы «Развитие здравоохранения РФ до 2020 года». Многих волнует и тот факт, что в структуре расходов стабильно уменьшается бюджетная составляющая. Впрочем, по мнению правительства, здравоохранение не становится беднее, ведь те же деньги будут поступать в отрасль через систему ОМС.

Увеличение расходов на здравоохранение в абсолютных показателях эксперты считают не более чем инфляционной компенсацией и утверждают, что при таких затратах надеяться на какое бы то ни было развитие отрасли не приходится. Оптимизма не добавляют и новости из властных структур о возможном сокращении финансирования социальной сферы, в частности пересмотр финансовых параметров Государственной программы «Развитие здравоохранения РФ до 2020 года». Многих волнует и тот факт, что в структуре расходов стабильно уменьшается бюджетная составляющая. Впрочем, по мнению правительства, здравоохранение не становится беднее, ведь те же деньги будут поступать в отрасль через систему ОМС.

Объем недостаточен

По данным Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, объем расходов федерального бюджета на здравоохранение в этом году составит 2,32 трлн рублей, а в 2015 году должен увеличиться до 2,93 трлн. Однако доля расходов на здравоохранение от общей суммы бюджетных расходов снизится с сегодняшних 9,8 до 9,5% в 2015 году. Анализ структуры государственных расходов на здравоохранение по источникам финансирования показывает, что доля расходов федерального бюджета на здравоохранение снижается: в 2012 году они составляли 19,7%, в 2015 году составят 11,5%. Ассигнования федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» в 2015 году сокращаются на 40% от уровня 2013 года — с 506,6 до 383,3 млрд руб. При этом растет удельный вес расходов бюджета системы ОМС — с 39,5 до 49,2%, а доля расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на здравоохранение остается на уровне 40%.

По мнению многих экспертов, финансирование здравоохранения уже много лет не увеличивается вообще, а запланированный рост бюджетных расходов (в абсолютном выражении) лишь компенсирует инфляцию. И эта тенденция специалистов не радует.

— Сокращение расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» недопустимо, — считает председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Калашников. — Отрасль и так недофинансирована и, несмотря на огромные вливания в нее в течение минувших пяти лет, ситуация не сильно изменилась. Наша медицина по-прежнему продолжает оставаться в плохом состоянии: населению по факту недоступно ни полноценное лекарственное обеспечение, ни высокотехнологичная медицинская помощь. Врачи пользуются не теми лекарствами, которые нужны, а теми, которые есть. К тому же целый ряд направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» планируется перевести на финансовое обеспечение за счет средств ОМС, поэтому ассигнования федерального бюджета на их реализацию сокращаются. При этом снижается и прозрачность расходования средств, и возможности контроля за их использованием.
На вопрос, чем вызвана эта тенденция, заместитель директора НИИ Общественного здоровья РАМН Александр Линденбратен отвечает так:

— В последнее время наше государство несет очень большие расходы: предстоящая Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу....

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.