Вестник Российского общества урологов №2 / 2020
Практика убеждения больных с хронической уропатологией
В работе Х Московской урологической школы, которая из-за эпидемии коронавируса COVlD-19 прошла в онлайн-формате, принял участие ведущий бизнес-тренер компании MedEthicsPro, к.м.н. Евгений Исаакович Ванетик. В рамках интерактивного семинара он предложил урологам обсудить тему коммуникативных навыков врача, которые необходимы для того, чтобы добиться доверия пациента и повысить его приверженность терапии.
Навыки общения в медицине
«Общение с пациентом – это наука, – пояснил лектор. – К примеру, во многих западных странах, в том числе Канаде и Великобритании, продолжительность курса «Общение с пациентами» в колледжах и медицинских университетах занимает 3,5 года. Причем результаты экзаменов по данному курсу находятся в линейной зависимости от количества жалоб пациентов: чем лучше оценки на экзаменах, тем меньше жалоб предъявляется к врачу. Данный факт – результат исследования, которое проводилось на большой выборке врачей, закончивших данный курс в разное время. Наука общения с пациентом укладывается в схему медицинской консультации (первичной или повторной), которая состоит из рациональной части (структурирования) и эмоциональной (выстраивания отношений). В первую очередь необходимо поговорить о первых двух этапах (начало консультации и сбор информации), на которых формируется доверие и где можно достичь определенного уровня приверженности».
Далее Е.И. Ванетик напомнил о существовании множества концепций выстраивания взаимоотношений врача и пациента – патерналистских, инженерных, партнерских и т.д. «Но на нашем семинаре мы будем рассматривать так называемую концепцию взаимности, которая включает в себя не только пациенториентированный подход (чтобы пациенту было удобно, понятно, комфортно), но и позицию взаимоотношений между пациентом и врачом, где каждый играет определенную роль и выполняет собственные действия и задачи, – сказал он. – И если эта концепция реализуется на практике, то повышается точность диагностики, улучшаются результаты лечения, увеличивается готовность оказать поддержку, усиливается удовлетворенность и пациента, и врача. Между ними развивается сотрудничество. У данной концепции всегда есть содержание, в рамках которого врач узнает предпочтения пациента и открыто сравнивает их со своими мыслями, причем он объясняет свою позицию не просто так, а соотнося ее с идеями пациента. Когда пациент вовлекается в такую беседу, он объясняет, какой план лечения для него более предпочтителен. Еще одна вещь, без которой данная концепция не работает, – это определенные качества врача, среди которых определяющими являются эмпатия, акцептация (безусловное принятие больного) и аутентичность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения)».
Ведущий объяснил: чтобы реализовать концепцию взаимности, врачу необходимо вначале развить определенные навыки. По его словам, к первой группе этих навыков относятся навыки содержания – то, о чем врач говорит. Ко второй – навыки процесса, т.е. как врач общается, формулирует и задает вопросы (кстати, в программе обучения американских и британских студентов насчитывается 73 навыка процесса, которые необходимо изучить). К третьей – навыки восприятия (о чем врач думает и что он чувствует).
Далее Е.И. Ванетик процитировал примеры вышеописанных навыков в форме диалога врача и пациента из книги Дж. Сильвермана со соавт «Навыки общения с пациентами».
Первый диалог звучал так:
Пациент: В по...