Медицинский Вестник №27 (532) / 2010

Правовой обычай

1 сентября 2010

До сих пор наша страна, а тем более медицина — как наиболее консервативная сфера — переходит в рамки правового общества. Советское здравоохранение представляло собой единое целое: придя к врачу, больной вступал в отношения со всей интегрированной приказами системой. Сегодня же связь элементов здравоохранения (медицинских учреждений, врачей, пациентов) работает скорее вопреки действующей правовой схеме и все чаще дает сбои. Зачастую больного вынуждают самостоятельно ставить себе диагноз на основании обращений в несколько различных ЛПУ. В этой ситуации необходим правовой механизм, который бы помог соединить все разрозненные элементы в единую цепочку.

До сих пор наша страна, а тем более медицина — как наиболее консервативная сфера — переходит в рамки правового общества. Советское здравоохранение представляло собой единое целое: придя к врачу, больной вступал в отношения со всей интегрированной приказами системой. Сегодня же связь элементов здравоохранения (медицинских учреждений, врачей, пациентов) работает скорее вопреки действующей правовой схеме и все чаще дает сбои. Зачастую больного вынуждают самостоятельно ставить себе диагноз на основании обращений в несколько различных ЛПУ. В этой ситуации необходим правовой механизм, который бы помог соединить все разрозненные элементы в единую цепочку.

Либо по максимуму,

либо бесплатно

Правовое противоречие в медицине заложено Конституцией РФ. Основная норма, которая регулирует взаимоотношения в медицинском пространстве (статья 41 Конституции РФ), говорит о том, что каждый имеет право на охрану здоровья, а медпомощь в государственных и муниципальных медучреждениях оказывается бесплатно. Возникает иллюзия, что у граждан России есть право только на охрану здоровья как комплекс государственных мер, а на самом деле у гражданина есть еще и право на здоровье, сформулированное в международных правовых договорах, которые также являются частью правовой системы РФ. Например, Пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. (Нью-Йорк) гласит, что государство должно обеспечивать право каждого на максимально достижимый уровень здоровья.

Но если оказывать всем бесплатно тот объем медпомощи, который ведет к максимально достижимому уровню здоровья, не хватит государственного бюджета, ведь сюда придется включить все высокотехнологичные операции, ЭКО и т.п. Невозможно будет и соблюсти право на максимально достижимый уровень здоровья.

Эта коллизия кажется неразрешимой, но она должна быть разрешена. Ни один правовой документ не может обязать государство обеспечивать бесплатность максимально достижимого уровня здоровья, но оно должно обеспечить одинаковые условия для всех участников системы.

Единственный выход из этих противоречий — изменение структуры здравоохранения. Должна оставаться бюджетная сфера, решающая самые элементарные потребности граждан в медицинской помощи (без-условно, с возможностью их расширения), и при этом должна возникнуть система, которая бы позволила гражданам реализовать свои права по максимуму.

Государство против

Есть и иллюзия, что у нас существует три системы здравоохранения:...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.