Акушерство и Гинекология №9 / 2018

Правовые аспекты сохранения фертильности у лиц, страдающих онкологическими заболеваниями в сфере репродуктивной системы

1 октября 2018

1 Новосибирский государственный университет, Россия;
2 Новосибирский областной онкологический диспансер, Россия

В статье анализируется законодательство о применении вспомогательных репродуктивных технологий, в соответствии с которым противопоказаниями для применения базовой программы вспомогательных репродуктивных технологий являются злокачественные новообразования любой локализации. Тем не менее, многочисленные исследования в области онкогинекологии доказывают эффективность органосохраняющих методов лечения, применяемых для сохранения фертильной функции пациенток молодого возраста. Обосновывается необходимость законодательного закрепления возможности применения методов вспомогательных репродуктивных технологий для лечения бесплодия у лиц со злокачественными новообразованиями при условии наличия положительного решения врачебной комиссии под председательством онколога-гинеколога, а также информированного добровольного согласия самой пациентки.

Во все времена семья представляла собой важный социальный институт, обеспечивающий общественный механизм воспроизводства человека, в том или ином виде узаконенный обществом. Семья также играет роль системообразующего института, который выполняет сразу несколько функций, основными из которых являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и коммуникативная функции. В нашей стране семейные отношения традиционно регулируются специальным семейным законодательством. С 1995 года действует Семейный кодекс Российской Федерации [1] (далее – СК РФ), в котором в целом обеспечивается историческая преемственность в регулировании брачно-семейных отношений с законодательством бывшего СССР. Тем не менее, в современном семейном законодательстве появились новые юридические конструкции, восприняты положения Конвенции ООН о правах ребенка [2] и других международно-правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией. СК РФ основывается на конституционных принципах о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 1).

Так, семейным законодательством регулируются отношения, связанные с установлением происхождения детей. При этом стремительное развитие медицины, позволяющей использовать вспомогательные репродуктивные технологии для лечения бесплодия, опережает принятие соответствующих правовых норм. Законодательство не успевает регулировать отношения, которые уже фактически сложились и требуют лишь легализации. Применение вспомогательных репродуктивных технологий позволяет мужчине и женщине, страдающих бесплодием, родить ребенка, осуществить свое естественное право на продолжение рода. Законодательство же содержит положения, которые препятствуют в ряде случаев воспользоваться своим естественным правом на выполнение репродуктивной функции, что является нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Итак, Указом Президента от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3] поставлена задача по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков. Для решения задачи по укреплению репродуктивного здоровья населения необходимо обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий. Таким образом, необходимость совершенствования законодательства в сфере применения репродуктивных технологий является актуальной задачей, стоящей перед государством.

Тем не менее, в настоящее время до сих пор отсутствует специальный закон, который бы регулировал отношения в сфере применения методов искусственной репродукции человека. Общие положения о возможности их использования содержатся в СК РФ (п. 4 ст. 51 и п. 3 ст. 52), Федеральном законе от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] (далее – Закон об охране здоровья граждан) (ст. 55);

Федеральном законе от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [5] (ст. 16). В соответствии с СК РФ, существуют три способа репродуктивной деятельности: искусственное оплодотворение, имплантация эмбриона (п. 1. ч. 4 ст. 51) и имплантация эмбриона в тело суррогатной матери (п. 2 ч. 4 ст. 51).

В ст. 55 Закона об охране здоровья граждан содержится определение вспомогательных репродуктивных технологий, которые представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и/или криоконсервированных половых клеток, тк...

Чернусь Н.Ю., Бабаянц Е.В., Войцицкий В.Е., Красильников С.Э.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.