Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №5 / 2014
Преподавание частной эпидемиологии и задачи противоэпидемического обслуживания населения
Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России, Владивосток
В подготовке практических эпидемиологов решающее значение отводится частной эпидемиологии. При этом большая часть прикладных вопросов рассматривается в разделе «Эпидемиологический надзор». Его отличительной чертой является профильный принцип организации работы. В соответствии с этим в аналитической работе эпидемиолога отсутствует диагностика заболеваемости на соответствие нозологической форме. Это приводит к целому ряду негативных последствий. Отсутствуют четкие представления о типичной заболеваемости многими инфекциями, что затрудняет диагностику нехарактерных путей и механизмов формирования заболеваемости. В ситуациях, когда заболеваемость формируется на основе клинических диагнозов, эпидемиологи не умеют рассматривать ее на соответствие (по аналогии или согласованию) известным механизмам. Для совершенствования аналитической работы в процесс обучения следует включить дифференциальную диагностику заболеваемости разными нозологическими формами. Это достигается проведением практических занятий по сравнительному рассмотрению двух инфекций. Рассматриваемая пара формируется как по сходству, так и различию (сходству/различию) основных признаков, используемых для классификации болезней.
Структуре эпидемиологии, ее разделам и дисциплинам посвящено большое количество работ [1–4]. Цели и задачи систематизации и структурирования науки в них различаются, что и приводит к особенностям в представлении материала. Преподавателей в первую очередь интересует эпидемиология как дисциплина, знания, востребованные или те, которые могут быть востребованы на практике. При этом до настоящего времени основным объектом приложения усилий практических эпидемиологов остается инфекционная патология [2]. В данной статье речь пойдет о месте и роли частной эпидемиологии инфекционных болезней в подготовке врачей.
Для выявления особенностей и нюансов подготовки эпидемиологов проведем сравнение с преподаванием в медицинских ВУЗах клинических дисциплин. Базисная подготовка специалистов клинического профиля проводится по пропедевтическим, факультетским и госпитальным дисциплинам на самостоятельных кафедрах. Эпидемиологию, как правило, изучают на одной кафедре, а содержание предмета традиционно делят на 2 раздела: общую и частную [5]. Общая эпидемиология, по выражению В.Д. Белякова, соответствует пропедевтике. Частную эпидемиологию можно соотнести с факультетским направлением подготовки. А что тогда соответствует госпитальному этапу? Ответ на этот вопрос раскрывается в содержании ведущих направлений теории и практики эпидемиологии.
Нами в 1997 г. для обозначения направления практической подготовки эпидемиологов было предложено название «прикладная» эпидемиология [6]. В ее основе – дисциплины, рассматривающие работу эпидемиолога в сообществах и коллективах: госпитальная эпидемиология, военная эпидемиология, космическая и морская медицина с эпидемиологией. Другие дисциплины практической направленности выделились по функциональному признаку: дезинфекционное дело, прививочное дело. Однако все перечисленные направления охватывают подготовку эпидемиологов узкой направленности. А большая часть – это специалисты и эпидемиологи Роспотребнадзора, которые обучаются профессиональным навыкам по частной эпидемиологии, по разделу «Эпидемиологический надзор». Для них частная эпидемиология – это и факультетский, и госпитальный этап подготовки одновременно. Возможно, поэтому врачи-эпидемиологи испытывают потребность в самостоятельной дисциплине – теории эпидемиологического надзора, что нами подмечено на циклах повышения квалификации.
В структуре эпидемиологии следует выделить и те направления, по которым проводятся приоритетные научные исследования (молекулярная эпидемиология, экологическая эпидемиология и т. п.), где «прирастает» знание. По существу, это эпидемиология по научным интересам. В деятельности специалистов-эпидемиологов она выполняет вспомогательные функции, а в процессе обучения дается для ознакомления. Этот раздел науки можно назвать «актуальной эпидемиологией».
Между тем, эпидемиология инфекционных и эпидемиология неинфекционных болезней являются двумя разделами эпидемиологии – фундаментальной медицинской науки [1]. Она имеет общий предмет изучения (заболеваемость) и единый научный метод, реализуемый, в частности, в эпидемиологических исследованиях. Поэтому в основе эпидемиологии, во-первых, представлены знания о предмете (история, общие положения, эпидемиологический подход), во-вторых – эпидемиологический метод с эпидемиологическими исследованиями. Далее, с учетом сказанного, структуру эпидемиологии инфекционных болезней можно представить следующим образом: общая эпидемиология – частная эпидемиология – прикладная эпидемиология – актуальная эпидемиология (см. рисунок).
Частная эпидемиология – самый большой раздел науки, систематизирующий знания по всем известным нозологическим формам инфекционных болезней. В процессе обучения стоит вопрос отбора «модельных» инфекций, по которым будут сформированы базисные знания, и в дальнейшем, как по ячейкам, осуществится освоение всего необходимого объема информации. Для практического эпидемиолога интерес представляет наиболее актуальная инфекционная патология. Но в процессе обучения должны соблюдаться принципы систематичности, последовательности, доступности [7]. Это достигается использованием классификаций инфекционных болезней. По меткому замечанию В.Д. Белякова, «классификация – инструмент познания» [5].
В клинической медицине для систематизации знаний и выделения специальностей преимущественно используется анатомо-топографический принцип. В эпидемиологии, напротив, на равных применяют 3 классификации: по механизм...