Фарматека №3 (336) / 2017
Прерывание беременности по желанию женщины: исторические, юридические и медицинские аспекты
(1) ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Минздрава РФ, Москва
(2) НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права», Ростов-на-Дону
(3) ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва
В статье дан анализ основных общественных подходов к решению проблемы аборта в исторической ретроспективе. Представлены сведения об отношении различных общественных культур и религий к вопросу об аборте от античных времен до наших дней. Раскрыты сущность и содержание репродуктивных прав женщин, особенности правового регулирования искусственного прерывания беременности в мире и в Российской Федерации в настоящее время, а также влияние абортов на репродуктивное здоровье женщины. Вопрос о юридическом статусе аборта и его доступности – это часть вопроса о репродуктивном выборе и репродуктивном здоровье, которые являются неотъемлемой частью прав человека в современном мире.
Проблема аборта слишком сложна и многообразна, поэтому мы, люди, живущие в реальном мире объективных возможностей, должны искать не идеальные, а практические пути решения данной проблемы независимо от личного к ней отношения. Прежде всего необходимо обратиться к ходу истории, к тому, что подсказывает нам исторический опыт в попытках разрешения вопросов относительно аборта.
Споры о допустимости абортов велись издревле. Отношение общества и государства к этой процедуре в различные времена отличалось и зависело от множества факторов: особенностей общественного и государственного строя, экономических и социальных условий жизни, численности и плотности населения в той или иной стране, развития религиозных верований, уровня научных знаний, общественной и личной культуры и т.д.
В языческой античности прерывание беременности считалось вполне рядовым событием. Это было связано с тем, что новорожденный считался человеком только после обряда sublatio, когда отец, поднимая младенца над головой в храме, признавал его новым членом своей семьи.
Согласно древнейшим источникам, аборт широко практиковался в Древней Греции. Его проводили как профессиональные, так и непрофессиональные аборт-махеры, а также некоторые врачи с помощью манипуляции на животе и матке, препаратов из трав, а также хирургических инструментов, специально созданных для этих целей [1].
Многие философы и писатели того времени одобряли аборты. Аристотелю (384–322 гг. до н.э.) принадлежит высказывание «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан, прежде чем он начнет чувствовать и жить» [2]. Платон (427–347 гг. до н.э.) в своем труде «Республика» утверждал, что беременные старше сорокалетнего возраста обязаны делать аборт, потому что беременность в этом возрасте была связана с более высокой материнской смертностью и большей частотой пороков развития плода. Он считал детоубийство необходимым средством для поддержания качества жизни граждан: «Ребенок из низшего класса, а также все дети, рожденные с пороками, должны быть тайно уничтожены, чтобы никто не знал, что с ним стало» [3]. Аборт и детоубийство рассматривались как абсолютно логичная и разумная альтернатива перенаселенности, голоду и социальному неустройству.
Но шли годы, менялись обстоятельства жизни, и уже в Римской Империи отношение к абортам изменилось. Цицерон высказался за наказание женщины, которая сделала аборт: «Женщина должна быть наказана за изгнание плода, т.к. она крадет у республики предназначенного для нее гражданина…» [4].
Отец древней медицины Гиппократ относился к абортам отрицательно и считал плодоизгнание безнравственным. Он был также противником применения противозачаточных средств. В тексте «Клятвы Гиппократа» имелась фраза, дошедшая до нашего времени: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария» [5].
Обращаясь к основным религиозным учениям, становится ясно, что каждое содержит резко отрицательное отношение к проведению абортов.
В исламе аборт допустим в крайнем случае: если роды угрожают жизни матери. Согласно Шариату, наиболее подходящим временем для прерывания беременности являются первые сорок дней. Женщине со сроком беременности менее сорока дней от законного мужа прерывать беременность не греховно, а порицательно (карахат) [6]. Если при родах возникли осложнения и опытные врачи дают заключение, что возможно спасти только одного из них, то спасение матери, по Шариату, должно быть первостепенным.
В основе Закона древних евреев – Торе – лежало учение об образе Божьем. Человеческая жизнь обладала большой ценностью, что также распространялось и на плод, который считается уникальным творением Бога, созданным с определенной целью. Еще одной причиной отрицательного отношения к абортам и детоубийству было требование Бога к сильным, которые должны защищать слабых [7].
В христианстве отношение к аборту также весьма определенное – аборт отождествляется с убийством [8]. Ранние христианские трактаты («Учение двенадцати апостоло...