Фарматека №1 (274) / 2014
Применение комбинированных препаратов магния и пиридоксина при синдроме дефицита внимания с гиперактивно-стью у детей
(1) ФГБУ НЦЗД РАМН, Москва; (2) ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва; (3) ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва
В статье рассматривается применение комбинации магния/пиридоксина у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Представлены основные cовременные данные об СДВГ, а также о химических, биологических и фармакологических свойствах магния и пиридоксина. Приводится мнение российских и зарубежных исследователей в отношении применения магния/пиридоксина в лечении пациентов с СДВГ.
Препараты магния – широко используемые средства в педиатрической и неврологической практике [1]. Некоторые международные журналы (швейцарские Magnesium и Magnesium and Trace Elements, английский Magnesium Research) полностью посвящены исследованиям роли магния в человеческом организме в норме и при различных видах патологии, включая нарушения со стороны нервной системы (эпилепсия, инсульт, мигрень, детский церебральный паралич и т.д.) [2–5]. Ранее нами сообщалось об использовании препаратов магния в психоневрологии и нейропедиатрии в различных клинических ситуациях [6-8], данная статья обобщает опыт российских и зарубежных исследователей в отношении применения препаратов магния в лечении пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
В своей повседневной деятельности детские неврологи нередко используют лечебные свойства витамина В6 (пиридоксин). Это сопряжено с тем обстоятельством, что водорастворимый витамин В6 обладает выраженными свойствами стимулятора метаболизма и тропностью к нервной ткани. В последние годы особое внимание детских неврологов привлекают возможности сочетанного применения комбинации магния и пиридоксина, взаимно дополняющих и потенцирующих полезные эффекты друг друга [9, 10]. Такое благоприятное взаимодействие особенно востребовано в лечении СДВГ. Не следует забывать, что магний и пиридоксин относятся к условным «инструментам» нейродиетологии, в связи с чем используются в диетотерапии многих видов поражений нервной системы, включая СДВГ [10, 11].
CДВГ
Это состояние остается сравнительно часто встречающимся среди детей старше 5 лет [12]. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – этиологически гетерогенная группа нарушений поведения, приводящая к снижению качества жизни. Указанные расстройства поведения выражаются преимущественно в снижении внимания и гиперактивности, что потенциально может приводить к нарушениям обучения (в школе и/или колледже), а также к антисоциальному поведению [12].
Основным нейрохимическим субстратом в патогенезе СДВГ считаются нарушения метаболизма катехоламинов. При СДВГ имеют место особенности церебрального метаболизма дофамина, серотонина и глюкозы, а также морфометрические особенности структур головного мозга (мозжечка, базальных ганглиев). Описано поражение префронтально-стриато-таламокортикальных структур головного мозга пациентов с СДВГ, а также вовлечение в патологический процесс нисходящих проекций катехоламин- и серотонинергических нейронов [12].
Генетическая детерминированность СДВГ отмечается среди 40–75 % пациентов, а средовое воздействие (эндогенное и/или экзогеннoе) cчитается менее значимым. По-видимому, психосоциальные факторы окружения взаимодействуют с генетической предрасположенностью к СДВГ, а также с нарушениями нейрохимических и нейрофизиологических параметров ЦНС, вызывая биологическое повреждение [12].
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью может возникать при избыточном потреблении сахара, продуктов питания и напитков промышленного изготовления, в большом количестве содержащих экстрактивные вещества, консерванты и красители. Рафинированная пища, высокое содержание сахара и соли способствуют повышенной элиминации магния из организма.
Основные проявления СДВГ рассматриваются в структуре трех блоков симптомов: дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность. Они могут появляться и изменяться на протяжении жизни пациента [12].
Коморбидные состояния при СДВГ могут включать нарушения эмоционального и двигательного контроля, пароксизмальные состояния (эпилепсия, синдром беспокойных ног), «нарушения комфорта» (энурез, мигрень, синдром раздраженного кишечника и т.д.), склонность к токсикомании, табакокурению, потреблению алкоголя и наркотических веществ. По достижении подросткового возраста для СДВГ характерны нарушения с дизруптивным (разрушительным) поведением (оппозиционно-вызывающее поведение, кондуктивные нарушения, антисоциальное поведение). Нарушения обучения при СДВГ включают дислексию, дискаль...