Фарматека №s4-16 / 2016

Проблема когнитивных нарушений в клинической практике

15 ноября 2016

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ, Красноярск

В статье рассмотрен спектр когнитивных нарушений, которые встречаются в клинической практике, их значение в повседневной жизни пациентов, связанные с ними проблемы восстановления. Очерчено место мемантина в лечении когнитивных расстройств различной степени выраженности и различной этиологии. Рассмотрены возможности использования оригинального и генерических препаратов мемантина.

Одним из условий полноценной повседневной жизнедеятельности человека, бесспорно, остается нормальное когнитивное функционирование. Активную познавательную деятельность обеспечивают высшие психические (когнитивные) функции: внимание, память, речь, мышление, гнозис, праксис. Проблема когнитивных нарушений (КН) все чаще обсуждается в современной литературе в связи с постарением населения и большей распространенностью КН в пожилом возрасте, постоянно развивающимися возможностями диагностики и медикаментозной терапии когнитивных расстройств.

Нарушение внимания является наиболее часто встречающимся когнитивным расстройством при острой и хронической патологии центральной нервной системы, при некоторых метаболических и токсических синдромах. В формировании адекватного уровня внимания принимают участие определенные структуры ствола мозга, лимбико-ретикулярного комплекса, медиобазальных отделов височных и лобных долей [1]. Протекающие в них нейродинамические процессы обеспечивают способность фиксировать стимулирующие воздействия окружающего мира, возможность избирательного восприятия модально-специфических и модально-неспецифических сигналов. Нарушение уровня активации в этих структурах влечет за собой снижение концентрации внимания, затруднения сосредоточения и переключения, низкую толерантность к умственной нагрузке [2]. Подобные нейродинамические нарушения в свою очередь могут вызывать значительные затруднения в осуществлении гностических, мнестических, интеллектуальных процессов, что имеет большое практическое значение в диагностике и выборе методов реабилитации [3]. При модально-специфических нарушениях внимания часто наблюдается синдром игнорирования (главным образом в зрительной и тактильной сферах), который может значительно усложнять реабилитационный процесс [4, 5].

Функция памяти определяет фиксацию, хранение и воспроизведение следа информации после прекращения воздействия стимула [1]. Модально-неспецифические нарушения памяти возникают вследствие поражения лимбической системы (лимбическая кора, гиппокамп, миндалина). Клинически это проявляется в виде Корсаковского амнестического синдрома с грубыми расстройствами памяти на текущие события, сопровождающимися психопатологическими и эмоционально-волевыми нарушениями [6]. В ходе нейропсихологического обследования возможна диагностика модально-специфических нарушений в виде зрительной, пространственной, тактильной, обонятельной, вкусовой, слуховой, моторной амнезий [7, 8]. Широкий спектр заболеваний головного мозга может вызывать амнестический синдром, значительно снижающий качество жизни больного и его родственников, а также резко ограничивающий профессиональную и бытовую деятельность. В клинической практике важно дифференцировать истинное нарушение памяти от депрессии, в результате которой могут возникать трудности фиксации, удержания и воспроизведения заученного материала [9]. Прогрессирующая амнезия при нейродегенеративных заболеваниях, главным образом при болезни Альцгеймера, ведет к быстрой инвалидизации, зависимости в быту. Важной функцией практического невролога является как можно более раннее установление факта снижения памяти и назначение специфической терапии пациентам с амнестическим синдромом.

Речь – это специфическая человеческая когнитивная функция, средство общения. Очаговые поражения определенных структур левого полушария у правшей вследствие разнообразных этиологических факторов могут вызывать нарушение речи: афазию и другие расстройства речевой деятельности, в частности алексию, аграфию [1]. Согласно принятой в настоящее время классификации, выделяют семь видов афазий: акустико-гностическая, акустико-мнестическая, амнестическая, семантическая, афферентная моторная, эфферентная моторная, динамическая.

При поражении височной доли коры,...

С.В. Прокопенко, Е.Ю. Можейко, Т.Д. Корягина, Т.С. Анай-оол, Е.Г. Шанина, М.М. Петрова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.