Медицинский Вестник №19 (632) / 2013

Проблемы преподавания курса внутренних болезней в медицинском вузе

1 июля 2013

Как лучше преподавать студентам-медикам курс внутренних болезней? Этот вопрос, по-видимому, является одним из вечных вопросов высшего медицинского образования. Несмотря на то, что методика обучения студентов всегда находилась в центре внимания клиницистов, совершенствовалась под влиянием крупнейших отечественных и зарубежных интернистов и ведущих научных школ, консенсуса в этом важнейшем аспекте подготовки врачей до сих пор нет.

Престиж терапии падает

Как лучше преподавать студентам-медикам курс внутренних болезней? Этот вопрос, по-видимому, является одним из вечных вопросов высшего медицинского образования. Несмотря на то, что методика обучения студентов всегда находилась в центре внимания клиницистов, совершенствовалась под влиянием крупнейших отечественных и зарубежных интернистов и ведущих научных школ, консенсуса в этом важнейшем аспекте подготовки врачей до сих пор нет. Зачастую преподавание терапии остается весьма схоластическим. Между тем наша жизнь все настойчивее диктует необходимость максимального соответствия системы преподавания запросам практики, требуя про- фессионализма уже с самых первых шагов, совершаемых выпускником вуза в самостоятельной работе, и фактически не оставляя времени для исправления ошибок, допущенных в процессе додипломного обучения. К сожалению, вполне типичной является ситуация, когда, казалось бы, хорошо учившийся студент, получив диплом и избрав специальность интерниста, переживает подлинный профессиональный кризис, внезапно обнаружив у себя отсутствие реально необходимых в работе знаний и умений. Общепризнанно, что изучение внутренних болезней играет особую роль в формировании мировоззрения врача любой специальности. На протяжении всей истории высшей медицинской школы курс внутренних болезней занимал центральное место в клинической подготовке студентов, на овладение им традиционно отводится наибольшее, в сравнении с другими программными дисциплинами, количество учебного времени. Несомненно, это во многом обусловлено значительным удельным весом внутренних болезней в общей заболеваемости и смертности населения, объективно создающим стабильно высокую потребность практического здравоохранения в интернистах общего профиля. Но, пожалуй, еще более важным фактором является наличие множества тесных связей между терапией и всеми прочими клиническими и параклиническими медицинскими специальностями — тех связей, которые отражают свойственные клинике внутренних болезней чрезвычайную широту и многообразие диагностических и лечебных проблем и которые придают междисциплинарный, синтетический характер обсуждаемым вопросам.

Не претендуя на оригинальность, мы полагаем, что задачи преподавания курса внутренних болезней должны рассматриваться широко, в контексте общих задач подготовки специалиста с высшим медицинским образованием. Представляется, что с некоторой долей условности можно выделить три группы таких задач.

Мыслить дисциплинированно и логично

Так, в процессе преподавания необходимо следующее. Всех студентов научить дисциплинированно и логично мыслить, показывая на конкретных примерах, как следует искать наиболее рациональный и эффективный путь к установлению диагноза, как правильно оценивать тяжесть состояния больного и прогноз болезни, как принимать самостоятельные решения в частных случаях, руководствуясь общими принципами; усовершенствовать навыки расспроса и физического исследования больного, приобретенные студентами в курсе пропедевтики внутренних болезней; сформировать ум...

О.Г. КРИВОШЕЕВ, доцент кафедры внутренних болезней медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.