Акушерство и Гинекология №5 / 2016

Психоэмоциональный статус и изменения гормонального профиля беременных женщин

27 мая 2016

Запорожский государственный медицинский университет, Запорожье

Цель исследования. Дать оценку взаимовлияния психоэмоционального состояния и гормонального профиля женщин в период беременности. Материал и методы исследования. Обследованы 65 беременных в сроке гестации 26–32 недели. Средний возраст обследуемых женщин составил 26,9±0,95 года. Психоэмоциональное состояние беременных оценивали на основании структурированного интервью, анкетирования и психологических тестов. Количественную оценку концентрации пролактина (Прл), кортизола (К), инсулина (И) и дегидроэпиадростерон сульфата (ДГЭАС) в плазме крови определяли методом иммуноферментного анализа на аппарате «SIRIO S» с использованием тест-систем DRG (США) и Monobind INC (США). Результаты. Результаты проведенного исследования позволили установить преобладание среднего и высокого (69,2%) уровня ситуативной тревожности (СТ) над низким (30,8%) среди беременных исследуемых групп. При этом более 90% беременных личностно тревожны. У беременных с высоким и средним уровнем СТ показатели уровня К и К/И индекса были статистически достоверно выше (p<0,05) соответствующих показателей беременных с низким его уровнем. Характеризуя уровень Прл и ДГЭАС, установлено их статистически достоверное (p<0,05) преобладание среди беременных с высоким и средним уровнем СТ по сравнению с соответствующим показателем беременных группы контроля с низким уровнем СТ. Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют предположить компенсаторную роль повышения уровня ДГЭАС и Прл по отношению к росту К у беременных, что следует рассматривать как механизм адаптации к стрессовым факторам в период беременности.

В период беременности наблюдается высокий процент женщин с повышенной тревожностью, эмоциональной нестабильностью, подозрительностью. Довольно часто беременные женщины находятся в состоянии хронического стресса из-за страхов и волнения относительно будущих родов [1]. Повышенная тревожность, депрессия являются распространенными, но часто нераспознанными состояниями, которые ведут к негативным последствиям для здоровья женщины и плода [2]. Именно тревожность является психическим выражением стрессового состояния и представляет временную отрицательную эмоцию. В этом случае тревога выражается неприятным эмоциональным состоянием, которое характеризуется субъективным ощущением напряжения, ожидания неблагополучного развития событий [3].

Стресс и тревожные состояния взаимосвязаны, и если тревожность становится доминирующей эмоцией, то может ухудшаться течение беременности, увеличивается возможность осложнения в родах [4, 5]. Интенсивность тревожно-фобических расстройств по мере приближения родов нарастает. Содержанием подобных расстройств являются различные виды пренатальной тревоги: генерализованная, физическая (тяжело переносит физические аспекты беременности), страх за судьбу плода, страх перед необходимостью ухода за ребенком, страх перед родами [6]. Такие психологические факторы, как тревожность, мнительность, впечатлительность, эгоцентризм и страх боли, способствуют появлению эмоционального стресса при беременности, которая в итоге воспринимается как негативное психоэмоциональное состояние, которое осложняет течение беременности и родов, а также подготовку к роли матери [7]. Именно поэтому, первым элементом системы психопрофилактической подготовки к родам является углубленный анамнез, так как возникающая тревога, испуг, страх и другие отрицательные эмоции нарушают равновесие корково-подкорковых систем. Возбуждение подкорки усиливает отрицательное индуцирование коры, и тем самым, условия болевой переработки восходящих в кору нормальных раздражений с родовых путей и органов [8].

Эмоциональный стресс, помимо корреляции с преждевременными родами, рождением маловесных детей и увеличением процента смертности, взаимосвязан с более частым развитием детской психопатологии [5]. Состояние беременной в критические периоды существенно влияет на особенности формирования психических функций будущего ребенка, а значит, и определяет во многом его жизненный сценарий [9]. Пренатальные негативные воздействия обладают наиболее сильным повреждающим влиянием. Если мать во время беременности испытывала сильный стресс, интенсивную тревогу или депрессию, либо получала глюкокортикоиды, то все это может привести к снижению веса и размеров тела плода при рождении, уменьшению размеров гиппокампа, клеточным нарушениям в мозге [10]. Любые негативные воздействия среды могут отрицательно влиять на организм женщины, формирующей материнскую доминанту, и приводит к возникновению конкурирующей «стрессовой» субдоминанты [11]. Сегодня доказано, что психическая жизнь внутриутробно развивающегося малыша весьма активная, во многом зависит от эмоциональных переживаний матери, а главное, является фундаментом психоэмоциональных характеристик ребенка на многие годы впере...

Сюсюка В.Г.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.