Медицинский Вестник №28 (641) / 2013
Реквием по ОМС
Анализ ситуации, в которой находится отечественная система ОМС, неизбежно приводит к мысли о возможностях отказа от нее и перехода на иную систему финансирования отрасли. И мы тут опять не являемся первопроходцами. Большинство стран сегодня централизуют свои системы финансирования здравоохранения для достижения равенства регионов в этом отношении. Переход от страхового к бюджетному финансированию произошел в Италии, Испании, Португалии, Дании, Финляндии, Ирландии, Норвегии, Швеции и Греции.
Анализ ситуации, в которой находится отечественная система ОМС, неизбежно приводит к мысли о возможностях отказа от нее и перехода на иную систему финансирования отрасли. И мы тут опять не являемся первопроходцами. Большинство стран сегодня централизуют свои системы финансирования здравоохранения для достижения равенства регионов в этом отношении. Переход от страхового к бюджетному финансированию произошел в Италии, Испании, Португалии, Дании, Финляндии, Ирландии, Норвегии, Швеции и Греции.
Юрий КОМАРОВ,
доктор медицинских наук,
член бюро исполкома Пироговского движения врачей
Опыт показывает
Сравнительный анализ стран с системой медицинского страхования и бюджетным здравоохранением показывает, что в группе стран с бюджетным финансированием отмечаются значительно меньшие расходы на здравоохранение при существенно лучших управляемых результатах деятельности. В одном из исследований прошлого года сравнивались 18 стран, разделенных на группы методом «копия—пара», исходя из общности культуры, сходства демографического развития (сопоставимость возрастно-половой структуры и среднего возраста, уровня урбанизации, близкие показатели рождаемости и смертности), сопоставимых управляемых показателей здоровья населения, дополнительных признаков, например, ВВП на душу населения. В результате оказалось, что по соотношению «затраты/управляемые показатели здоровья» Италия более эффективна, чем Франция, Швеция более эффективна, чем Австрия и Германия (меньшие затраты и лучшие результаты), а Дания при гораздо меньших затратах имеет ненамного хуже результаты, чем Швейцария. Государственно-бюджетная модель Великобритании, Канады и Австралии гораздо эффективнее страховой модели США, а Куба при затратах в 2,5—3 раза меньше имеет почти одинаковые результаты с Чили и Коста-Рикой. Довоенная Сирия, тратя на здравоохранение в расчете на душу населения в 6 раз меньше Турции, опережала ее в рейтинге Bloomberg, а Беларусь, тратя меньше России средств на душу населения на здравоохранение, имеет с ней близкие показатели здоровья. Из изложенного можно сделать вывод, что национальные системы здравоохранения в странах, использующих бюджетную модель, демонстрируют более высокую эффективность по сравнению со странами со «страховой» моделью, и данная закономерность не зависит от географического положения, культуры, числ...