Акушерство и Гинекология №6 / 2011
Роль федерального учреждения в обеспечении регионализации перинатальной помощи
ФГУ Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России
В работе изложен опыт взаимодействия ФГУ Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития РФ и территориальных служб родовспоможения субъектов Центрального федерального округа, закрепленных для курации приказом Минздрава России. Обобщены данные о разработанных и апробированных медико-организационных технологиях совместного улучшения управления регионализацией перинатальной помощи в условиях курируемого территориально-функционального системокомплекса. Обоснована эффективность технологии сочетанного планового и экстренного акушерского консультирования в рамках создаваемого межтерриториального консультативного акушерского центра.
Проблема регионализации перинатальной помощи находится в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей, перинатологов и организаторов здравоохранения, т.к. концентрация
беременных, рожениц, родильниц и новорожденных высокой степени риска в акушерских стационарах, выделенных для оказания помощи данному контингенту пациентов, способствует не только повышению качества перинатальной помощи, но и ресурсосбережению отрасли.
С выходом приказа Минздравсоцразвития «Об утверждении Порядка оказания акушерскоинекологической помощи» № 808н от 02.10.2009 регионализация перинатальной помощи определена как инструмент улучшения показателей работы службы родовспоможения. В этой ситуации деятельность профильных федеральных институтов должна быть также направлена на обеспечение регионализации перинатальной помощи в курируемых территориях.
Участию федеральных научных центров акушерскопедиатрического профиля в регионализации перинатальной помощи способствует создание в соответствии с приказами Минздравсоцразвития Российской Федерации (РФ) и Российской академии медицинских наук «О закреплении федеральных округов за НИИ акушерско-педиатрического профиля» № 201/51
от 04.06.2001 и «О внесении дополнений в приказ МЗ РФ и РАМН № 201/51» № 435/104 от 13.12.2001
на территории РФ начиная с 2001 г. системы курации профильными федеральными научными центрами служб родовспоможения субъектов федерации и закрепления последних за учреждениями-кураторами. Вследствие этого были созданы организационно-функционально-территориальные системокомплексы, в которые вошли Федеральный профильный научный центр-куратор и службы родовспоможения субъектов федерации, закрепленных для курации, что определило необходимость регионализации перинатальной помощи в пределах данного объединения.
Функционирующие сегодня в стране профильные акушерско-гинекологические федеральные научные центры: ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова Минздравсоцразвития России, ГУ Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии
им. Д.О. Отта РАМН, ГУ Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии
Минздравсоцразвития России, ГУ Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества Минздравсоцразвития России, ФГУ Ивановский научно-исследовательский ин ститут
материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России – это мощные высококвалифицированные учреждения, оказывающие специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь, имеющие разработанные и утвержденные медицинские и организационные технологии оказания перинатальной помощи.
Поэтому преимуществом создания кураторских организационно-функционально-территориальных
системокомплексов, в отличие от объединения административных районов, в рамках отдельного субъекта РФ является приобретение всеми субъектами РФ, входящими в системокомплекс, курируемый
Федеральным профильным НИИ, акушер ского стационара (клиники учреждения-куратора), который
действительно соответствует критериям третьего уровня.
Так, например, ФГУ Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова Минздравсоцразвития России, созданный в 1980 г., ныне имеет акушерскую клинику на 240 коек с отделением детской реанимации (15 коек), детскую клинику на 100 коек с отделением восстановительного лечения детей с перинатальными повреждениями центральной нервной системы, гинекологическую клинику на 250 коек, центр здоровья семьи (100 посещений в смену) с отделениями планирования семьи, вспомогательных репродуктивных технологий, консультативнодиагно стический центр (300 посещений в смену) с медико-генетической консультацией, которые работают при поддержке научных подразделений (отдел акушерства и гинекологии, отдел неонатологии и клинической неврологии детского возраста, отдел охраны здоровья детей и подростков и медико-социальных исследований, лаборатория клинической иммунологии, лаборатория патоморфологии и электронной микроскопии, лаборатория клинической биохимии и генетики, отдел патентоведения и научной информации).
Для осуществления профильной курации за институтом были закреплены Владимирская, Костромская,
Тверская, Ивановская, Тульская, Рязанская, Ярославская и Тамбовская области, службы родовспоможения которых в совокупности с ин ститутом создали систему перинатальной помощи Ивановского системокомплекса. Вся деятельность института в курируемых территориях Центрального федерального округа была направлена на обеспечение регионализации перинатальной помощи.
Теоретической основой ее совершенствования должно стать методическое определение таких поня-
тий как:
1. Регионализация перинатальной помощи как дифференциации акушерских стационаров территории
по группам риска [7].
2. Маршрутизация как схемы движения беременных, рожениц, родильниц и новорожденных с риском
материнской и перинатальной смертности в акушерские стационары соответствующего уровня.
3. Управление маршрутизацией как об...