Акушерство и Гинекология №1 / 2011

Роль перинатального материнского стресса в формировании психосоматического статуса детей первого года жизни

1 января 2011

ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздравсоцразвития России, Москва; ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Представлены данные о влиянии состояния матери на дальнейшее развитие ребенка первого года жизни. Описаны факторы риска возникновения психосоматических и психовегетативных нарушений и определена прогностическая роль генетических или биологических, церебрально-органических и психосоциальных факторов риска в развитии психосоматических отклонений у ребенка. Подробно разобраны функции системы мать—дитя, представлены различные этапы нарушений в ее формировании. Изложены основные принципы психопрофилактической службы, ее цели и задачи.

Многие психические заболевания начинаются в первые годы жизни ребенка. В связи с этим в последнее время исследования в детской психиатрии направлены на разработку и формирование психиатрии младенчества и раннего возраста. Особое внимание уделяется эпидемиологии психических расстройств в раннем детстве, их лечению и психопрофилактике [1, 2, 4, 6, 11, 36]. Именно в нашей стране с 20-30-х годов прошлого века закладывались основы клиники психических заболеваний раннего возраста [1, 3-5, 7]. В связи с малой выраженностью (микросимптоматика) психических расстройств у детей раннего возраста для обозначения этого раздела психиатрии используют термин «микропсихиатрия», в зарубежной практике — «педопсихиатрия». Приоритетные направления психиатрии младенчества — изучение психотерапевтической, психопрофилактической, психогигиенической роли семьи в охране психического здоровья младенца и малыша [6, 8-10, 14].

Состояние психического здоровья в раннем возрасте и его прогноз наиболее значимы в перспективе психического здоровья населения в целом. При изучении эпидемиологии психических заболеваний ВОЗ был сделан вывод о неуклонном росте психических расстройств среди населения планеты [8]. Согласно прогнозам, в отдельных регионах мира с неблагоприятной психосоциальной обстановкой этот показатель возрастет до 20%, общее количество психосоматически нездоровых детей в возрасте до 5 лет составит около 53 млн. С учетом всего диапазона психосоматических нарушений в детском возрасте — от субклинических проявлений до тяжелых форм патологии — показатель достигает 35–43% в разных странах, с нарастанием объема именно психической болезненности с 15 до 40% от дошкольного возраста к подростковому [2, 8, 14, 15, 38]. К сожалению, до настоящего времени плановая психиатрическая помощь детям первых лет жизни в нашей стране не оказывается. Дети до 3 лет курируются только невропатологом и лишь после 3 лет — психиатрами. Такая помощь базируется на дезинтеграции детской психоневрологии, прежде дисциплины единой, на психиатрию и неврологию. Кроме того, существует и определенная изоляция психологии младенчества от педиатрии, что тормозит развитие психиатрии раннего детства в нашей стране. Актуальным направлением в педопсихиатрии является изучение риска возникновения психосоматических и психовегетативных нарушений и определение прогностической роли генетических, церебрально-органических и психосоциальных факторов риска в развитии психосоматических отклонений. В большинстве случаев популяционный риск фактора принимается условно, в соответствии с научными традициями, складывающимися в тех или иных направлениях изучения проблемы риска в целом: высокий риск — по T. Zubiu, повышенный риск — по В.В. Ковалеву, состояние дистресса — по H. Selye, повреждающий стресс, вызывающий дезадаптационную реакцию в организме, предшествующую болезни, предболезнь по С.Б. Семичову.

Перед тем как перейти к каждому фактору отдельно, целесообразно рассмотреть некоторые общие понятия младенческой нейрофизиологии и психологии. Из работ последних лет следует, что младенец с первых дней жизни видит, слышит, способен к обучению и познанию мира через систему материнско-детских отношений. Процесс созревания нервных клеток происходит в различное время: коры головного мозга – к 18-20 мес, продолговатого мозга – к 7 годам, необходимые жизненные функции новорожденного регулируются промежуточным мозгом. Тем не менее кора головного мозга новорожденного готова к образованию сложных условных рефлексов [2, 4, 6, 13, 16, 18, 35].

Ребенок и младенец в том числе легче, чем взрослый, образует связи с окружающей средой, и они у него, с одной стороны, устойчивы, с другой — легко угасают при конкурирующих раздражителях. Непривычные раздражители и впечатления вызывают у младенца генерализацию ответных защитных реакций и легко могут переходить в степень гиперергических. По теории функциональных систем А.П. Анохина, в основе любых ответных реакций человеческого организма лежит не сочетание рефлексов, а стремление организма к адекватной адаптации к внешней среде независимо от возрастного фактора. Одним из основных механизмов адаптации является эмоциональное реагирование. В основе эмоциональных реакций лежит потребность организма в удовлетворении своих нужд, что формирует мотивацию поведения. Существует также важная нейрофизиологическая функция, так называемый эмоциональный резонанс, при реализации которой положительные эмоции предшествуют, доминируют над отрицательными [1, 3-5, 7]. Фундаментальными исследованиями отечественных и зарубежных психологов и педагогов разработаны основы психологии раннего возраста и формирования психических функций в онтогенезе. Доказано, что поведение взрослого человека проецируется с младенческого периода и мало меняется с возрастом. С годами происходит лишь усложнение контроля поведения, внутренняя конструкция которого сохраняется с первого года жизни. Выделяется ряд основных периодов развития ребенка с возраста 1 мес, каждый из которых может явиться одновре...

Чернуха Е.А., Соловьева А.Д., Пучко Т.К., Барашнев Ю.И., Короткова Н.А., Краснова Н.А.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.