Акушерство и Гинекология №1 / 2011
Роль перинатального материнского стресса в формировании психосоматического статуса детей первого года жизни
ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздравсоцразвития России, Москва; ГОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Представлены данные о влиянии состояния матери на дальнейшее развитие ребенка первого года жизни. Описаны факторы риска возникновения психосоматических и психовегетативных нарушений и определена прогностическая роль генетических или биологических, церебрально-органических и психосоциальных факторов риска в развитии психосоматических отклонений у ребенка. Подробно разобраны функции системы мать—дитя, представлены различные этапы нарушений в ее формировании. Изложены основные принципы психопрофилактической службы, ее цели и задачи.
Многие психические заболевания начинаются в первые годы жизни ребенка. В связи с этим в последнее время исследования в детской психиатрии направлены на разработку и формирование психиатрии младенчества и раннего возраста. Особое внимание уделяется эпидемиологии психических расстройств в раннем детстве, их лечению и психопрофилактике [1, 2, 4, 6, 11, 36]. Именно в нашей стране с 20-30-х годов прошлого века закладывались основы клиники психических заболеваний раннего возраста [1, 3-5, 7]. В связи с малой выраженностью (микросимптоматика) психических расстройств у детей раннего возраста для обозначения этого раздела психиатрии используют термин «микропсихиатрия», в зарубежной практике — «педопсихиатрия». Приоритетные направления психиатрии младенчества — изучение психотерапевтической, психопрофилактической, психогигиенической роли семьи в охране психического здоровья младенца и малыша [6, 8-10, 14].
Состояние психического здоровья в раннем возрасте и его прогноз наиболее значимы в перспективе психического здоровья населения в целом. При изучении эпидемиологии психических заболеваний ВОЗ был сделан вывод о неуклонном росте психических расстройств среди населения планеты [8]. Согласно прогнозам, в отдельных регионах мира с неблагоприятной психосоциальной обстановкой этот показатель возрастет до 20%, общее количество психосоматически нездоровых детей в возрасте до 5 лет составит около 53 млн. С учетом всего диапазона психосоматических нарушений в детском возрасте — от субклинических проявлений до тяжелых форм патологии — показатель достигает 35–43% в разных странах, с нарастанием объема именно психической болезненности с 15 до 40% от дошкольного возраста к подростковому [2, 8, 14, 15, 38]. К сожалению, до настоящего времени плановая психиатрическая помощь детям первых лет жизни в нашей стране не оказывается. Дети до 3 лет курируются только невропатологом и лишь после 3 лет — психиатрами. Такая помощь базируется на дезинтеграции детской психоневрологии, прежде дисциплины единой, на психиатрию и неврологию. Кроме того, существует и определенная изоляция психологии младенчества от педиатрии, что тормозит развитие психиатрии раннего детства в нашей стране. Актуальным направлением в педопсихиатрии является изучение риска возникновения психосоматических и психовегетативных нарушений и определение прогностической роли генетических, церебрально-органических и психосоциальных факторов риска в развитии психосоматических отклонений. В большинстве случаев популяционный риск фактора принимается условно, в соответствии с научными традициями, складывающимися в тех или иных направлениях изучения проблемы риска в целом: высокий риск — по T. Zubiu, повышенный риск — по В.В. Ковалеву, состояние дистресса — по H. Selye, повреждающий стресс, вызывающий дезадаптационную реакцию в организме, предшествующую болезни, предболезнь по С.Б. Семичову.
Перед тем как перейти к каждому фактору отдельно, целесообразно рассмотреть некоторые общие понятия младенческой нейрофизиологии и психологии. Из работ последних лет следует, что младенец с первых дней жизни видит, слышит, способен к обучению и познанию мира через систему материнско-детских отношений. Процесс созревания нервных клеток происходит в различное время: коры головного мозга – к 18-20 мес, продолговатого мозга – к 7 годам, необходимые жизненные функции новорожденного регулируются промежуточным мозгом. Тем не менее кора головного мозга новорожденного готова к образованию сложных условных рефлексов [2, 4, 6, 13, 16, 18, 35].
Ребенок и младенец в том числе легче, чем взрослый, образует связи с окружающей средой, и они у него, с одной стороны, устойчивы, с другой — легко угасают при конкурирующих раздражителях. Непривычные раздражители и впечатления вызывают у младенца генерализацию ответных защитных реакций и легко могут переходить в степень гиперергических. По теории функциональных систем А.П. Анохина, в основе любых ответных реакций человеческого организма лежит не сочетание рефлексов, а стремление организма к адекватной адаптации к внешней среде независимо от возрастного фактора. Одним из основных механизмов адаптации является эмоциональное реагирование. В основе эмоциональных реакций лежит потребность организма в удовлетворении своих нужд, что формирует мотивацию поведения. Существует также важная нейрофизиологическая функция, так называемый эмоциональный резонанс, при реализации которой положительные эмоции предшествуют, доминируют над отрицательными [1, 3-5, 7]. Фундаментальными исследованиями отечественных и зарубежных психологов и педагогов разработаны основы психологии раннего возраста и формирования психических функций в онтогенезе. Доказано, что поведение взрослого человека проецируется с младенческого периода и мало меняется с возрастом. С годами происходит лишь усложнение контроля поведения, внутренняя конструкция которого сохраняется с первого года жизни. Выделяется ряд основных периодов развития ребенка с возраста 1 мес, каждый из которых может явиться одновре...