Акушерство и Гинекология №10 / 2017

Роль региональных профессиональных некоммерческих организаций в содействии защите прав врача

2 ноября 2017

Кафедра акушерства и гинекологии №2 ФГОУ ВО
Кемеровский государственный медицинский университета Минздрава России

Цель исследования. Провести анализ работы профессиональной некоммерческой организации Кемеровской региональной общественной организации «Ассоциация акушеров – гинекологов» (Ассоциация) в содействии защиты прав врача за двадцать пять лет.
Материал и методы. Проведен анализ двадцатипятилетней работы Ассоциации, направленной на улучшение качества акушерско-гинекологической помощи и содействие защите прав врача.
Результаты. В настоящее время врачи понимают необходимость консолидации, количество членов Ассоциации неуклонно растет, сейчас это 99% акушеров-гинекологов из 32 городов и районов Кемеровской области, а также акушеры-гинекологи из других субъектов Сибирского Федерального Округа. Представлен опыт работы Ассоциации по содействию повышению профессионального уровня, разработке клинических рекомендаций, поддержки аттестации, урегулированию конфликтных случаев на досудебном этапе, общественной защите в суде.
Заключение. Таким образом, на современном этапе проведения реформы отечественного здравоохранения профессиональная консолидация врачей акушеров-гинекологов является особенно необходимой, и региональные профессиональные некоммерческие организации могут играть значительную роль в содействии защите прав врача.

Медицина сегодня отнесена в сферу услуг, что само по себе принижает ее значение, а потому и требования к этой сфере деятельности имеют потребительский характер. Большой круг лиц в России (судьи, прокуроры, адвокаты, работники силовых ведомств) обладают законным юридическим статусом, в то время как медицинский работник подобного статуса не имеет [1].

Начиная с 2007 года Росздравнадзором Россий­ской Федерации зафиксирован резкий рост количества обоснованных жалоб и исковых заявлений со стороны пациентов по причине: некачественного выполнения медицинской услуги (использование незарегистрированных медицинских технологий, оборудования, нарушение алгоритма применения, доз, показаний и прочих лицензионных требований), а также недостоверного и/или недостаточного информирования пациентов [2]. Анализ статистических данных за период 1996–2013 год показывает, что за 17-летний период число обращений увеличилось с 37 тысяч до 53 255 203, то есть почти в 1,5 тысяч раз [3].

Указанная динамика свидетельствует о возрастающей активности граждан в сфере защиты своих интересов в области охраны собственного здоровья и здоровья своих близких. Разумеется, не все обращения являются жалобами, не все жалобы – обоснованные, и не все обоснованные жалобы – жалобы на качество оказания медицинской помощи. Так, например, в 2013 г. по Российской Федерации было принято 43 160 жалоб, из них только 46% признаны обоснованными [3].

Современная ситуации в России характеризуется тенденцией к росту числа экспертиз при подозрении на ненадлежащее оказание медицинской помощи; установление признаков ненадлежащего оказания медицинской помощи при проведении комиссионных судебно-медицинских экспертиз в среднем у 51,8% больных (что коррелирует с зарубежными данными); отсутствием регулярного мониторинга и обобщения судебно-медицинской практики при медицинских инцидентах; высокой ориентированностью пациентов к обжалованию ненадлежащих действий медицинского персонала в органы прокуратуры и внутренних дел [4].

Количество гражданских дел по спорам, связанным с некачественным оказанием медицинской помощи, увеличивается. Считается, что медицинская услуга оказана некачественно, если нарушены договорные обязательства: допущены ошибки при диагностике и лечении, взимается плата за медицинские услуги, которые должны предоставляться бесплатно, и др. Такие нарушения влекут договорную ответственность.

Но если в результате оказания услуги пациенту причинен вред, спор переходит в плоскость возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина – ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации. Тогда речь идет о деликтной ответственности медицинской организации [5, 6].

Значительное увеличение количества жалоб на качество медицинской помощи имеет место не только в России, но и других странах мира. Так в США каждый седьмой врач привлекается к уголовной или гражданской ответственности, а в Калифорнии – каждый четвертый. За последнее время в Германии число исков к врачам и клиникам по поводу некачественного оказания медицинской помощи увеличилось в пять раз [1].

В процессе оказания медицинской помощи больному каждый врач берет на себя как моральную, так и юридическую ответственность за качество и последствия своих действий. Гражданская ответственность для медицинского персонала может наступить при причинении вреда здоровью ненадлежащим выполнением медицинской технологии или бездействием [4]. В гражданском кодексе действует принцип «презумпции вины»; невиновность доказывается лицом, нарушившим обязательство. Уголовная ответственность для медицинского персонала может наступить при наличии умысла, небрежности или халатности [5].

Одним из часто встречающихся определений врачебной ошибки является определение, предложенное академиком Давыдовским: «Врачебная ошибка – это следствие добросовестного заблуждения врача при выполнении им профессиональных обязанностей. Главное отличие ошибки от других дефектов врачебной деятельности – исключение умышленных преступных действий – небрежности, халатности, а также невежества» [1].

В медицинской литературе под врачебной ошибкой часто понимают действия врача, основывающиеся на несовершенстве современной медицинской науки, объективных условиях работы, недостаточной квалификации или неспособности использовать свои знания [1].

Врачебная профессия предусматривает вероятность непреднамеренной ошибки и профессионального риска, без признания которых не могут в полной мере быть использованы все возможности предупреждения расстройства здоровья и болезней и спасения человеческой жизни в критических ситуациях [1].

Врачебные ошибки могут происходить в любом лечебном учреждении и случаются даже в очень крупных и известных клиниках. Так, в клинике Мейо (США) на 1,5 млн инвазивных процедур происходит 69 грубых ошибок, а влияние человеческого ...

Артымук Н.В.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.