Акушерство и Гинекология №10 / 2017
Роль региональных профессиональных некоммерческих организаций в содействии защите прав врача
Кафедра акушерства и гинекологии №2 ФГОУ ВО
Кемеровский государственный медицинский университета Минздрава России
Цель исследования. Провести анализ работы профессиональной некоммерческой организации Кемеровской региональной общественной организации «Ассоциация акушеров – гинекологов» (Ассоциация) в содействии защиты прав врача за двадцать пять лет.
Материал и методы. Проведен анализ двадцатипятилетней работы Ассоциации, направленной на улучшение качества акушерско-гинекологической помощи и содействие защите прав врача.
Результаты. В настоящее время врачи понимают необходимость консолидации, количество членов Ассоциации неуклонно растет, сейчас это 99% акушеров-гинекологов из 32 городов и районов Кемеровской области, а также акушеры-гинекологи из других субъектов Сибирского Федерального Округа. Представлен опыт работы Ассоциации по содействию повышению профессионального уровня, разработке клинических рекомендаций, поддержки аттестации, урегулированию конфликтных случаев на досудебном этапе, общественной защите в суде.
Заключение. Таким образом, на современном этапе проведения реформы отечественного здравоохранения профессиональная консолидация врачей акушеров-гинекологов является особенно необходимой, и региональные профессиональные некоммерческие организации могут играть значительную роль в содействии защите прав врача.
Медицина сегодня отнесена в сферу услуг, что само по себе принижает ее значение, а потому и требования к этой сфере деятельности имеют потребительский характер. Большой круг лиц в России (судьи, прокуроры, адвокаты, работники силовых ведомств) обладают законным юридическим статусом, в то время как медицинский работник подобного статуса не имеет [1].
Начиная с 2007 года Росздравнадзором Российской Федерации зафиксирован резкий рост количества обоснованных жалоб и исковых заявлений со стороны пациентов по причине: некачественного выполнения медицинской услуги (использование незарегистрированных медицинских технологий, оборудования, нарушение алгоритма применения, доз, показаний и прочих лицензионных требований), а также недостоверного и/или недостаточного информирования пациентов [2]. Анализ статистических данных за период 1996–2013 год показывает, что за 17-летний период число обращений увеличилось с 37 тысяч до 53 255 203, то есть почти в 1,5 тысяч раз [3].
Указанная динамика свидетельствует о возрастающей активности граждан в сфере защиты своих интересов в области охраны собственного здоровья и здоровья своих близких. Разумеется, не все обращения являются жалобами, не все жалобы – обоснованные, и не все обоснованные жалобы – жалобы на качество оказания медицинской помощи. Так, например, в 2013 г. по Российской Федерации было принято 43 160 жалоб, из них только 46% признаны обоснованными [3].
Современная ситуации в России характеризуется тенденцией к росту числа экспертиз при подозрении на ненадлежащее оказание медицинской помощи; установление признаков ненадлежащего оказания медицинской помощи при проведении комиссионных судебно-медицинских экспертиз в среднем у 51,8% больных (что коррелирует с зарубежными данными); отсутствием регулярного мониторинга и обобщения судебно-медицинской практики при медицинских инцидентах; высокой ориентированностью пациентов к обжалованию ненадлежащих действий медицинского персонала в органы прокуратуры и внутренних дел [4].
Количество гражданских дел по спорам, связанным с некачественным оказанием медицинской помощи, увеличивается. Считается, что медицинская услуга оказана некачественно, если нарушены договорные обязательства: допущены ошибки при диагностике и лечении, взимается плата за медицинские услуги, которые должны предоставляться бесплатно, и др. Такие нарушения влекут договорную ответственность.
Но если в результате оказания услуги пациенту причинен вред, спор переходит в плоскость возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина – ст. 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации. Тогда речь идет о деликтной ответственности медицинской организации [5, 6].
Значительное увеличение количества жалоб на качество медицинской помощи имеет место не только в России, но и других странах мира. Так в США каждый седьмой врач привлекается к уголовной или гражданской ответственности, а в Калифорнии – каждый четвертый. За последнее время в Германии число исков к врачам и клиникам по поводу некачественного оказания медицинской помощи увеличилось в пять раз [1].
В процессе оказания медицинской помощи больному каждый врач берет на себя как моральную, так и юридическую ответственность за качество и последствия своих действий. Гражданская ответственность для медицинского персонала может наступить при причинении вреда здоровью ненадлежащим выполнением медицинской технологии или бездействием [4]. В гражданском кодексе действует принцип «презумпции вины»; невиновность доказывается лицом, нарушившим обязательство. Уголовная ответственность для медицинского персонала может наступить при наличии умысла, небрежности или халатности [5].
Одним из часто встречающихся определений врачебной ошибки является определение, предложенное академиком Давыдовским: «Врачебная ошибка – это следствие добросовестного заблуждения врача при выполнении им профессиональных обязанностей. Главное отличие ошибки от других дефектов врачебной деятельности – исключение умышленных преступных действий – небрежности, халатности, а также невежества» [1].
В медицинской литературе под врачебной ошибкой часто понимают действия врача, основывающиеся на несовершенстве современной медицинской науки, объективных условиях работы, недостаточной квалификации или неспособности использовать свои знания [1].
Врачебная профессия предусматривает вероятность непреднамеренной ошибки и профессионального риска, без признания которых не могут в полной мере быть использованы все возможности предупреждения расстройства здоровья и болезней и спасения человеческой жизни в критических ситуациях [1].
Врачебные ошибки могут происходить в любом лечебном учреждении и случаются даже в очень крупных и известных клиниках. Так, в клинике Мейо (США) на 1,5 млн инвазивных процедур происходит 69 грубых ошибок, а влияние человеческого ...