Фарматека №10 (243) / 2012
Роль терапевтического обучения пациентов на помповой инсулинотерапии
1 ГБОУ ДПО “Российская медицинская академия последипломного образования”, Москва; 2 Эндокринологический диспансер Департамента здравоохранения г. Москвы
Основной задачей лечения сахарного диабета является достижение оптимального гликемического контроля на долгосрочной основе, что служит основой профилактики развития тяжелых осложнений и поддержания высокого качества жизни пациентов. Однако стойкая компенсация углеводного обмена практически невозможна без активного участия в лечебном процессе самого пациента. Таким образом, сегодня мы нуждаемся в совершенствовании не только медикаментозных подходов, но и в создании и внедрении в клиническую практику новых структурированных обучающих программ для больных сахарным диабетом с целью повышения эффективности проводимой терапии.
Сахарный диабет (СД) представляет собой серьезную медико-социальную проблему для большинства стран мира, актуальность которой определяют “эпидемический” масштаб распространения,
нередко неудовлетворительный контроль заболевания, высокая частота поздних осложнений и как следствие – инвалидизация и снижение качества жизни пациентов, значительные экономические затраты. Однако развитие научно-технического прогресса, лечебно-диагностических возможно-
стей, фарминдустрии на современном этапе позволяет минимизировать вероятность неблагоприятных исходов, обеспечить стойкое достижение терапевтических целей и высокое качество жизни пациентов. Данные большинства современных клинических исследований убедительно демонстрируют
важность достижения долгосрочной компенсации углеводного обмена у пациентов с СД [1, 2]. Именно поддержание клинико-метаболических показателей, максимально приближенных к нормальным значениям, является основой профилактики развития поздних осложнений СД как макро-, так и
микрососудистых.
Сегодня мало у кого вызывает сомнения тот факт, что без активного участия в лечебном процессе самого пациента стойкая компенсация углеводного обмена практически невозможна. В связи с этим возникает потребность в обучении пациентов основным принципам приема и изменения доз сахароснижающих препаратов, принятию грамотных терапевтических решений по коррекции образа жизни, плана питания, режима физических нагрузок – другими словами, самостоятельному успешному управлению своим заболеванием. С учетом хронического и неизлечимого характера СД можно смело говорить о необходимости пожизненного терапевтического обучения больных как важнейшего интегрального подхода в комплексном лечении нарушений углеводного обмена. Но, даже несмотря
на сложившуюся организационную и методологическую структуру, доказанную клинико-экономическую выгоду, структурированные обучающие про-граммы имеют ограниченную эффективность [3–7]. Пациенты, прошедшие курс обучения, могут не усвоить весь теоретический материал, не суметь “индивидуализировать” и применить полученные навыки и знания, не следовать рекомендациям врача вследствие недостаточного уровня мотивации, самодисциплины и самоорганизации. Таким образом, сегодня мы нуждаемся в разработке, внедрении и оценке эффективности и содержания новых форм структурированных обучающих программ с целью повышения качества оказываемой диабетологической помощи, достижения стойкой и длительной
компенсации обменных процессов, нарушенных при СД.
Другим не менее важным вопросом современной диабетологии остается разработка и внедрение в клиническую практику эффективных и безопасных методов лечения. Одним из перспективных с этой точки зрения направлений является помповая инсулинотерапия, которую, по мнению боль-
шинства специалистов в этой области, можно считать наиболее физиологичным способом “доставки” инсулина в организм, максимально имитирующим работу здоровой поджелудочной железы человека. На сегодняшний день уже существует немало данных, подтверждающих клинико-экономическую
эффективность применения дозаторов инсулина [8–12].
Однако, несмотря на очевидные преимущества этого вида терапии, внедрение его в клиническую практику встречает ряд трудностей. Дозатор инсулина (помпа, насос) – это сложное техническое устройство с большим количеством возможностей, режимов, функций, от успешности освоения которых
зависит степень оптимизации и компенсации углеводного обмена, удовлетворенность пациента и его врача проводимым лечением, возможность ведения больным более “свободного” и “демократичного” образа жизни. Следовательно, возникает необходимость обучения этих пациентов принципам помповой инсулинотерапии, алгоритмам изменения настроек и режимов введения инсулина в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, принятию грамотных терапевтических решений, а также обеспечения адекватного долгосрочного амбулаторного наблюдения и мониторинга. Однако большинство современных обучающих программ не включает в свой курс занятий для пациентов, планирующих переход или находящихся на помповой инсулинотерапии, а врачи поликлинической службы физически не могут уделить достаточно времени таким больным за 20 минут амбулаторного пр...