Фарматека №10 (243) / 2012

Роль терапевтического обучения пациентов на помповой инсулинотерапии

1 мая 2012

1 ГБОУ ДПО “Российская медицинская академия последипломного образования”, Москва; 2 Эндокринологический диспансер Департамента здравоохранения г. Москвы

Основной задачей лечения сахарного диабета является достижение оптимального гликемического контроля на долгосрочной основе, что служит основой профилактики развития тяжелых осложнений и поддержания высокого качества жизни пациентов. Однако стойкая компенсация углеводного обмена практически невозможна без активного участия в лечебном процессе самого пациента. Таким образом, сегодня мы нуждаемся в совершенствовании не только медикаментозных подходов, но и в создании и внедрении в клиническую практику новых структурированных обучающих программ для больных сахарным диабетом с целью повышения эффективности проводимой терапии.

Сахарный диабет (СД) представляет собой серьезную медико-социальную проблему для большинства стран мира, актуальность которой определяют “эпидемический” масштаб распространения,
нередко неудовлетворительный контроль заболевания, высокая частота поздних осложнений и как следствие – инвалидизация и снижение качества жизни пациентов, значительные экономические затраты. Однако развитие научно-технического прогресса, лечебно-диагностических возможно-
стей, фарминдустрии на современном этапе позволяет минимизировать вероятность неблагоприятных исходов, обеспечить стойкое достижение терапевтических целей и высокое качество жизни пациентов. Данные большинства современных клинических исследований убедительно демонстрируют
важность достижения долгосрочной компенсации углеводного обмена у пациентов с СД [1, 2]. Именно поддержание клинико-метаболических показателей, максимально приближенных к нормальным значениям, является основой профилактики развития поздних осложнений СД как макро-, так и
микрососудистых.

Сегодня мало у кого вызывает сомнения тот факт, что без активного участия в лечебном процессе самого пациента стойкая компенсация углеводного обмена практически невозможна. В связи с этим возникает потребность в обучении пациентов основным принципам приема и изменения доз сахароснижающих препаратов, принятию грамотных терапевтических решений по коррекции образа жизни, плана питания, режима физических нагрузок – другими словами, самостоятельному успешному управлению своим заболеванием. С учетом хронического и неизлечимого характера СД можно смело говорить о необходимости пожизненного терапевтического обучения больных как важнейшего интегрального подхода в комплексном лечении нарушений углеводного обмена. Но, даже несмотря
на сложившуюся организационную и методологическую структуру, доказанную клинико-экономическую выгоду, структурированные обучающие про-граммы имеют ограниченную эффективность [3–7]. Пациенты, прошедшие курс обучения, могут не усвоить весь теоретический материал, не суметь “индивидуализировать” и применить полученные навыки и знания, не следовать рекомендациям врача вследствие недостаточного уровня мотивации, самодисциплины и самоорганизации. Таким образом, сегодня мы нуждаемся в разработке, внедрении и оценке эффективности и содержания новых форм структурированных обучающих программ с целью повышения качества оказываемой диабетологической помощи, достижения стойкой и длительной
компенсации обменных процессов, нарушенных при СД.

Другим не менее важным вопросом современной диабетологии остается разработка и внедрение в клиническую практику эффективных и безопасных методов лечения. Одним из перспективных с этой точки зрения направлений является помповая инсулинотерапия, которую, по мнению боль-
шинства специалистов в этой области, можно считать наиболее физиологичным способом “доставки” инсулина в организм, максимально имитирующим работу здоровой поджелудочной железы человека. На сегодняшний день уже существует немало данных, подтверждающих клинико-экономическую
эффективность применения дозаторов инсулина [8–12].

Однако, несмотря на очевидные преимущества этого вида терапии, внедрение его в клиническую практику встречает ряд трудностей. Дозатор инсулина (помпа, насос) – это сложное техническое устройство с большим количеством возможностей, режимов, функций, от успешности освоения которых
зависит степень оптимизации и компенсации углеводного обмена, удовлетворенность пациента и его врача проводимым лечением, возможность ведения больным более “свободного” и “демократичного” образа жизни. Следовательно, возникает необходимость обучения этих пациентов принципам помповой инсулинотерапии, алгоритмам изменения настроек и режимов введения инсулина в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, принятию грамотных терапевтических решений, а также обеспечения адекватного долгосрочного амбулаторного наблюдения и мониторинга. Однако большинство современных обучающих программ не включает в свой курс занятий для пациентов, планирующих переход или находящихся на помповой инсулинотерапии, а врачи поликлинической службы физически не могут уделить достаточно времени таким больным за 20 минут амбулаторного пр...

А.С. Аметов, Б.И. Валитов, Н.А. Черникова, М.Б. Анциферов
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.