Медицинский Вестник №24 (493) / 2009

С первым ЕГЭ!

1 сентября 2009

Проблема подготовки кадров — одна из самых приоритетных для нашей газеты. Революция в системе отбора будущих медиков, заменившая конкурсную борьбу посредством традиционных вступительных экзаменов сравнением принесенных и присланных по почте результатов ЕГЭ или их копий, не может не волновать медицинское сообщество. В одночасье стала ненужной годами выстроенная система довузовского образования, куда еще в школьные годы шли «юноши, обдумывающие житье», сознательно выбирающие профессию врача. Чтобы представить, какой контингент заполнит аудитории медицинских alma mater в День знаний в этом году, мы попросили ректоров и проректоров медвузов, а также деканов медицинских факультетов университетов ответить на ряд вопросов, касающихся конкурсов на места в вузы, состава поступающих и поступивших, величины минимальных проходных баллов и отношения к ЕГЭ как к способу оценки знаний в целом.

Проблема подготовки кадров — одна из самых приоритетных для нашей газеты. Революция в системе отбора будущих медиков, заменившая конкурсную борьбу посредством традиционных вступительных экзаменов сравнением принесенных и присланных по почте результатов ЕГЭ или их копий, не может не волновать медицинское сообщество. В одночасье стала ненужной годами выстроенная система довузовского образования, куда еще в школьные годы шли «юноши, обдумывающие житье», сознательно выбирающие профессию врача. Чтобы представить, какой контингент заполнит аудитории медицинских alma mater в День знаний в этом году, мы попросили ректоров и проректоров медвузов, а также деканов медицинских факультетов университетов ответить на ряд вопросов, касающихся конкурсов на места в вузы, состава поступающих и поступивших, величины минимальных проходных баллов и отношения к ЕГЭ как к способу оценки знаний в целом.

Устанавливая минимальные пороговые суммы баллов, приемные комиссии большинства вузов опирались на рекомендации Рособрнадзора, которые на основе приказов Министерства образования и науки РФ №396 от 26 декабря 2008 г. и №58 от 24 февраля 2009 г. устанавливают эти показатели по химии на уровне 33 баллов, по биологии — 35 , по русскому языку — 37, что в сумме составляет 105 баллов. Из принявших участие в опросе вузов данными рекомендациями не воспользовались лишь во Владивостокском ГМУ и на факультете фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова.

Интересно сравнить эти цифры с «реальным» проходным баллом, который оказался в полтора-два раза больше минимального. Так, в Ставропольской госмедакадемии на лечебно-профилактическом факультете он был равен 205, на педиатрическом — 191, а на стоматологическом — 203, в Уральской ГМА, например, на стоматологическом факультете он достиг 210, а на лечебно-профилактическом — 206. Похожими цифры были и в Северном госмедуниверситете, где проходной балл на лечебном факультете составил 208 единиц. А в Воронежской госмед­академии им. Н.Н. Бурденко для поступления на отдельные факультеты нужно было набрать целых 244 балла.

Несколько иную схему выбрали в МГУ им. М.В. Ломоносова, где существенную роль в конкурсном отборе на специальность «Лечебное дело» сыграл дополнительный экзамен по химии. Нижнее пороговое значение положительной оценки (41 балл) позволил вывести из конкурса абитуриентов, не знающих основы химии. При этом из 18 абитуриентов, имеющих льготы и поступающих вне конкурса, преодолеть этот порог смогли только 4 человека. В результате проходной балл составил 349 (из 400 возможных) при конкурсе 15 человек на место.

Примечателен разброс величин, характеризующих наиболее актуальный для абитуриентов показатель — конкурс на место в вузе. Цифры колеблются от 1,5 человека на место на фармацевтическом факультете Ростовского ГМУ (РГМУ) до 23 человек на отдельные факультеты Воронежской ГМА. В Ставропольской медакадемии эта разница еще существенней — от 1,4 человека на место на факультете высшего сестринского образования до 29 человек на педиатрическом. В то же время в Уральской ГМА разброс составил от 5 до 7 человек на место в зависимости от факультета.

Несколько изменились эти цифры после того, как произошел окончательный отбор будущих выпускников, т.е. тогда, когда оригиналы своих документов принесли однозначно определившиеся с выбором вуза. Так, в Ростовском ГМУ максимальный конкурс составил 5 человек на место, а в Северном ГМУ 14,2, при среднем показателе по вузу в 6,8 человека. А вот во Владивостокском ГМУ 80% абитуриентов сразу сделали выбор в пользу медуниверситета, т.к. пришли с подлинниками документов. Поэтому уже 4 августа было проведено зачисление на все факультеты на конкурсной основе, конкурс при этом с...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.