Медицинский Вестник №10 (395) / 2007
Сердце, тебе не хочется покоя...
Проректор по научно-исследовательской работе Саратовского государственного медицинского университета, заведующий кафедрой анатомии человека профессор Владимир Николаевич НИКОЛЕНКО несколько лет увлеченно изучал происхождение медицинских терминов — латинских, греческих, славянских. Собранные им факты, проливающие свет на корни языка врачей, без сомнения, интересны широкому кругу наших читателей. Сегодня разговор пойдет о понятии “сердце”.
Наскальные и пещерные рисунки эпохи палеолита (свыше 2 млн — 10 тыс. лет до н.э.) доказывают, что уже первобытные охотники знали о жизненно важном значении сердца: “пока бьется сердце — животное живет”, и о месте его расположения в теле. Так, в одной из пещер Кантабрийских гор (Испания) найдено 20-тысячелетнее настенное изображение мамонта, на котором с топографо-анатомической точностью красной краской нарисовано сердце. Примечательно, что фигура, которой оно было изображено еще в каменном веке (©), символизирует этот орган и поныне.
Вместилище разума
В Древнем Китае сердце признавалось одной из первых внутренностей, подчиненных огню. Его матерью считалась печень — обиталище души, сыновьями — желудок и селезенка. Сердцу приписывалось участие в пищеварении и выделении пота.
В Древней Индии сердце, а не печень, служило вместилищем для разума и души. Центром жизни считался пупок, от которого начинаются сосуды, несущие кровь, воду и слизь.
В Древнем Египте, как и в Индии, сердцу отводилась функция вместилища человеческого сознания, центра мышления. Оно было единственным органом, который египетские бальзамировщики оставляли внутри мумий, так как оно должно было дойти до Высшего судьи и дать правдивые показания о покойном. У одной из мумий в грудной полости вместо сердца был обнаружен камень, так как покойный еще при жизни распорядился сделать такую замену, боясь обличительных речей сердца “на том свете”…
Древние египтяне считали сердце главным органом, управляющим другими органами, от которого ко всем частям тела отходят 22 сосуда. В медицинском папирусе Эберса (около 1550 г. до н.э.) сообщается: “Всякий врач... касаясь головы, затылка, рук, ладоней, ног — везде касается сердца, ибо от него направляются сосуды к каждому члену”. В этом же папирусе есть указания на прохождение через сердце не только крови, но и мочи, молока, семени и слез.
В древнегреческом эпосе, предшествовавшем созданию “Илиады” и “Одиссеи”, греки, как и древние египтяне и индусы, поместили центр разума в сердце. В VIII—VII вв. до н.э. герои произведений Гомера чувствуют и решают свои дела сердцем. Так, в “Илиаде” говорится о Зевсе: “сердцем колеблясь он мыслил”.
Одно время в Древней Греции органом разума считали не сердце, а диафрагму — дыхательную мышцу, разделяющую грудную и брюшную полости, сердце и желудок. Она получила название “мышцы разума” — musсulus phreniсus (от греч. phrenos — ум, разум). Но уже в IV в. до н.э. сначала “отец медицины” Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), а затем ученик и друг Платона, воспитатель Александра Македонского — Аристотель (384—322 гг. до н.э.) пытались доказать античному миру, что диаф...