Фарматека №11 (284) / 2014

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью: диагностика и психофармакотерапия

31 июля 2014

(1) ГУ НИИ экспериментальной медицины РАМН, Санкт-Петербург; (2) ГБОУ ВГО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», Санкт-Петербург; (3) СПбГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются понятия о минимальной дисфункции мозга и синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Приводятся данные по кросскорреляционному анализу компьютерной электроэнцефалографии (ЭЭГ) детей 3–11 лет в норме и при различных пограничных психических расстройствах (в т. ч. при СДВГ). Используя методы графоаналитического кросскорреляционного компьютерного анализа ЭЭГ, авторы подтверждают факт нарушения межструктурного взаимодействия при указанных расстройствах по сравнению с нормой. На основании полученных данных освещается вопрос психофармакотерапии СДВГ.

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) относится к пограничным психическим расстройствам (ППР) детского возраста (в т.ч. заикание и другие нарушения речи, тики, энурез, энкопрез, неврозы), являющимся самыми распространенными видами заболеваний. По данным разных источников, ими страдают более 20 % детей в возрасте от 3 до 11 лет [1–3] и этот процент имеет тенденцию к увеличению, что говорит об актуальности проблемы исследования и лечения таких расстройств. Все указанные заболевания в психиатрической и неврологической практике характеризуются широко распространенным и устойчивым термином «пограничные психические расстройства». Этот термин используется для обозначения «…нерезко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений, сопровождающихся значительными отклонениями от нормы» [1].

Одним из главных сопутствующих признаков минимальной дисфункции мозга (МДМ) кроме речевой патологии является нарушение внимания и гиперактивность. Как указывала З. Тржесоглава, такие отклонения наблюдались более чем у 80 % обследованных ею детей с МДМ [4]. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в США число детей с такими отклонениями в некоторых штатах достигло 15–20 % от общего числа детей раннего школьного возраста. Это привело к выделению синдрома нарушения (а позже – дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ и позже – СДВГ) в отдельную нозологическую единицу в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям Американской психиатрической ассоциации 1994 г. (DSM-1V – Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). В указанном руководстве СДВГ разделен на три типа: с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности-импульсивности и смешанный.

Некоторые авторы отмечают недостаточную разработанность диагностических критериев DSM-1V в отношении СДВГ. Указывается, что синдром дефицита внимания весьма избирателен. Дети отвергают только то, в чем они не видят смысла, и этот момент связан с особенностями детского мировосприятия. Ребенок живет «здесь и сейчас», сегодняшним днем и часом. Он не понимает, зачем надо начинать готовиться к предстоящей в пятницу школьной контрольной, когда сегодня только понедельник; зачем нужно готовить уроки сразу после прихода из школы, когда можно поиграть на компьютере, а уроки начать готовить вечером. Ребенок не может в достаточной степени оценивать последствия своего поведения. Главные проблемы возникают с выполнением заданий, которые кажутся ребенку не имеющими отношения к его настоящей жизни, мало его интересуют или трудно даются (часто из-за нарушенной координации движений или патологии микромоторики).

В Международной классификации болезней (МКБ) 10-го пересмотра СДВГ отнесен к разделу F 90–F 99 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте», и к диагностической группе F 90.0 «Нарушение активности и внимания».

В предыдущей классификации (МКБ-9) эти нарушения рассматривались как минимальная мозговая дисфункция или минимальная дисфункция мозга (ММД или МДМ) и подразделялась на: 314.0 – синдром гиперактивности; 314.1 – синдром гиперактивности с задержкой развития; 314.2 – синдром гиперактивности с нарушением поведения.

К сожалению, при разработке последней классификации болезней произошла механическая замена одного диагноза на другой: МДМ на СДВГ. При этом основа развития всех ППР – минимальная дисфункция мозга – и вовсе исчезла из классификации.

Между тем с точки зрения неврологии под МДМ подразумеваются все мелкие повреждения мозга, возникшие по тем же причинам, что и детский церебральный паралич, служащие базой развития основных заболеваний центральной нервной системы (ЦНС), проявляющихся в различной форме.

У недоношенных детей гипоксические (связанные с кислородной недостаточностью) повреждения захватывают в основном перивентрикулярную зародышевую ткань (подкорковые структуры мозга). У детей, родившихся в срок, чаще всего поражается кора головного мозга. Такие резидуальные повреждения часто становятся своего рода переходным этапом между острым и хроническим поражением мозга, классифицируются у детей как энцефалопатии, а у взрослых – как врожденная слабость нервной системы. Они как раз и составляют основу МДМ.

Поскольку МДМ в настоящее время рассматривается как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии [5–8], всегда необходимо учитывать следующее: при этой патологии имеет место задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегра...

М.И. Лохов, Ю.А. Фесенко, Д.Ю. Шигашов
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.