Фарматека №1 / 2020
Система подготовки беременных женщин к полноценной и длительной лактации
Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия
Статья посвящена проблеме выработки доминанты грудного вскармливания (ГВ) беременных женщин. Разработан цикл занятий, включивший как вопросы питания в период беременности, лактации, ГВ, так и ряд других вопросов, связанных с развитием, уходом, питанием и воспитанием ребенка на первом году жизни. Распространенность и продолжительность ГВ – процесс управляемый и определяется, с одной стороны, психологической готовностью беременной женщины к материнству и ГВ, с другой – поддержкой со стороны семьи и медработников, для которых основной задачей является создание оптимальных условий для старта лактации и поддержка ее на протяжении первого года жизни ребенка. Необходимо также учитывать и роль социально-экономических факторов, имеющих большое значение для обеспечения полноценной лактации и продолжительного ГВ.
Введение
После увеличения распространенности грудного вскармливания (ГВ) в Российской Федерации (РФ) с 27,6% в 1999 г. до 35,9% в 6–12 месяцев в 2005 г. распространенность ГВ в пос-ледние годы почти не меняется. Так, если в 2015 г. она составляла 40,1%, то в 2018 г. – 40,3% [1]. Ранее в своих работах мы показывали, что у современных молодых женщин нередко формируются экономические приоритеты, снижена мотивация к рождению детей, кормлению ребенка грудью из-за отсутствия выработанной доминанты материнства и ГВ, которые формируются на протяжении раннего, дошкольного, школьного возраста и в период прегравидарной подготовки [2–4].
Причины прекращения ГВ
Основные причины прекращения ГВ можно разделить на несколько групп:
- организационные: недостаточное использование новых перинатальных технологий по поддержке ГВ в условиях родильного дома (раннее прикладывание новорожденного к груди матери, совместное пребывание матери и новорожденного в роддоме, свободное вскармливание с первого дня жизни ребенка);
- медицинские: часто используемая родостимуляция, предлактационные кормления, нередко используется необоснованный докорм смесями в родильном доме, не всегда медперсонал родильных домов оказывает необходимую помощь в поддержке ГВ, ранняя выписка из роддома на 3-й день после неосложненных родов;
- психологические и социальные: отсутствие сформированной доминанты лактации, знаний способов ее стимуляции, техники и практики ГВ, недостаточная помощь молодой матери по уходу за ребенком и отсутствие понимания психологического состояния кормящей матери со стороны членов семьи; высокая степень тревожности молодых матерей.
Очевидна актуальность формирования в РФ комплексной системы мероприятий, направленных на увеличение распространенности и продолжительности ГВ. Актуальность этой проблемы определяется еще и ранней выпиской матерей и детей после неосложненных родов. Молодая мать, не имеющая опыта, особенно при позднем становлении лактации, сталкивается с массой проблем.
ГВ – вскармливание ребенка женским молоком его биологической матери. ГВ оказывает многостороннее влияние на физическое и психическое развитие детей, формирование их поведения, устойчивость к действию неблагоприятных внешних факторов, включая бактериальные и вирусные инфекции, а также паразитарных инвазий [5–8]. При ГВ происходит формирование тесной психоэмоциональной связи ребенка с кормящей матерью [9]. ГВ не только имеет нутритивное, но и оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений [2]. По мнению Д.В. Винникотта, ГВ – способ общения матери и ребенка [10].
Формирование доминанты ГВ
Важной причиной недостаточной распространенности ГВ служит отсутствие системного подхода в школах подготовки будущих матерей в женских консультациях [11]. Кормление грудью для многих женщин, особенно первородящих, не является инстинктивным поведением и требует специального обучения его технике, знаний по способам стимуляции лактации [12]. Именно поэтому подготовка к полноценной и длительной лактации должна включать выработку доминанты ГВ ...