Медицинский Вестник №4-5 (689-690) / 2015
«Скорой» в помощь
С 1 января 2013 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. По замыслу законодателей, этот шаг должен был увязать нагрузку и качество оказанной медицинской помощи с заработной платой медицинских работников выездных бригад. «В каждом регионе определена численность застрахованного населения, что дает возможность осуществлять финансирование станций СМП исходя из объемов обслуживаемого населения. Поэтому и оплата будет происходить исходя из принципа «деньги следуют за пациентом», — заявила тогда председатель ФОМС Наталья Стадченко. Иными словами, новые правила должны были сделать работу в «скорой» более привлекательной и понятной, повысить ее эффективность и приблизить к людям. С момента нововведений прошло два года, и мы попросили экспертов подвести итоги работы СМП в новых экономических условиях.
С 1 января 2013 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. По замыслу законодателей, этот шаг должен был увязать нагрузку и качество оказанной медицинской помощи с заработной платой медицинских работников выездных бригад. «В каждом регионе определена численность застрахованного населения, что дает возможность осуществлять финансирование станций СМП исходя из объемов обслуживаемого населения. Поэтому и оплата будет происходить исходя из принципа «деньги следуют за пациентом», — заявила тогда председатель ФОМС Наталья Стадченко. Иными словами, новые правила должны были сделать работу в «скорой» более привлекательной и понятной, повысить ее эффективность и приблизить к людям. С момента нововведений прошло два года, и мы попросили экспертов подвести итоги работы СМП в новых экономических условиях.
Новое дыхание
Напомним, что необходимость перемен в СМП ощущалась на момент введения новой схемы финансирования довольно остро. По стране прокатилась волна митингов сотрудников станций, недовольных условиями труда и заработной платой.
— До 1 октября 2012 года организация СМП была отнесена к компетенции муниципальных образований, — вспоминает заместитель председателя правительства Самарской области, министр здравоохранения Геннадий Гридасов. — В результате в медицинских организациях, оказывающих СМП, сложилась критическая ситуация, связанная с дефицитом медицинских кадров, 100%-ным износом санитарного автотранспорта, необходимостью обновления и приобретения медицинского оборудования, проведения ремонтных работ. Все это привело к значительному снижению качества оказания помощи.
С 2013 года, по словам ряда наших комментаторов, ситуация резко поменялась — вместе с новым источником финансирования СМП получила и повышенное внимание властей, которое позволило решить многие проблемы.
— В 2013 году, впервые за последние 10 лет, бригады СМП были на 100% оснащены автомобилями со сроком эксплуатации до 5 лет, приобретено современное оборудование на сумму более 200 миллионов рублей, например все врачебные и фельдшерские бригады были оснащены автоматическими наружными дефибрилляторами, — рассказывает министр здравоохранения Пермского края Анастасия Крутень.
По данным региональных минздравов, за два года в Оренбургской области были приобретены 100 автомобилей классов В и С, в Новосибирской области — 68 машин скорой помощи (общая стоимость автомобилей — более 160 млн руб.), в Самарской области — 103 автомобиля и еще 155 единиц санитарного автотранспорта планируется закупить до 2018 года. Служба СМП стала «увесистой» частью государственных программ развития здравоохранения, а в большинстве регионов ее развитие было выделено в целевые программы.
— С ноября 2014 года в работе службы начало применяться оборудование для дистанционного кардиомониторинга (46 комплектов). Активно применяется тромболизис (в 2014 году было проведено более 2500 процедур) для догоспитального лечения больных острым коронарным синдромом, — рассказывает директор Департамента здравоохранения Министерства здравоохранения Тульской области Андрей Караваев об успехах в оснащении службы СМП региона.
«Мягкость» перехода на новую систему была обеспечена повышенным финансированием служб, которое выделяли бюджеты различных уровней. По данным ТФОМС Свердловской области, в 2013 году объем средств, полученных медорганизациями за этот вид помощи, составил 3,039 млрд руб., а в 2014 году он вырос до 3,124 млрд руб. В Ростовской области эти цифры составили 1,911 млрд руб. и 1,932 млрд руб. соответственно.
Отчасти это связано с тем, что средняя стоимость вызова в большинстве регионов значительно превысила федеральные нормативы, по которым производились предварительные расчеты. В Свердловской области в 2013 и 2014 годах она составила 2353 руб. и 2 506 руб. соответственно: эти показатели превышают федеральные нормативы почти на 40%. В Новосибирской области сложившееся финансирование одного вызова составило 2260,33 руб. при федеральном нормативе в 1507,40 руб.
Еще одна причина — выделение дорогостоящих видов помощи в отдельные тарифы.
— После того как СМП вошла в систему обязательного медицинского страхования и стала финансироваться в соответствии с утвержденными тарифами на прикрепленное население, отдельные виды помощи оплачивались по тарифу за выполненный вызов. В области к таким относится, например, скорая помощь гражданам, застрахованным в других субъектах (межтерриториальный расчет. — Прим. ред.). Также по отдельному тарифу с 2013 года оплачивается и проведение процедуры тромболизиса при инфарктах и инсультах на догоспитальном этапе: за проведение одной такой процедуры скорая получает около 67 тысяч рублей, — рассказывает директор ТФОМС Свердловской области Валерий Шел...