Медицинский Вестник №1-2 (686-687) / 2015

Смертельно опасный сон

26 января 2015

Засыпания водителей за рулем, вызывающие более 20% ДТП, являются результатом не только плохой организации труда и нарушений законодательных правил со стороны работодателей или водителей. Часть шоферов впадает в смертельно опасный сон по причине различных заболеваний. Эти проблемы медицинский редактор «МВ» обсудил с А.А. БЕЛКИНЫМ, директором АНО «Клинический институт мозга», руководителем Свердловского регионального сосудистого центра, профессором кафедры нервных болезней и анестезиологии-реаниматологии Уральского государственного медицинского университета.

Засыпания водителей за рулем, вызывающие более 20% ДТП, являются результатом не только плохой организации труда и нарушений законодательных правил со стороны работодателей или водителей. Часть шоферов впадает в смертельно опасный сон по причине различных заболеваний. Эти проблемы медицинский редактор «МВ» обсудил с А.А. БЕЛКИНЫМ, директором АНО «Клинический институт мозга», руководителем Свердловского регионального сосудистого центра, профессором кафедры нервных болезней и анестезиологии-реаниматологии Уральского государственного медицинского университета.

— Андрей Августович, на базе руководимого вами института прошло исследование факторов риска аварийности у водителей, результаты которого интересны не только с точки зрения профилактики ДТП, но и медицинской. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

— Но сначала несколько слов о приоритетах обеспечения безопасности дорожного движения, рассматриваемых сегодня в качестве важнейших государственных задач. Это обусловлено катастрофической ситуацией с количеством дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах. По данным ГИБДД, за 10 месяцев 2014 года произошло 165 тысяч ДТП, это лишь на 1,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом погибли 22 тысячи человек, это на 0,6% больше по сравнению с 2013 годом, 19 тысяч смертей произошло по вине водителей, причем 2,3 тысячи — это случаи, когда они были нетрезвыми. По словам премьер-министра РФ Д.А. Медведева, за последние 5 лет ущерб от ДТП составил 5,5 триллиона рублей, что сравнимо со всеми расходами на отечественное здравоохранение за тот же период.

По данным зарубежных авторов, около 20% всех ДТП связано с засыпанием за рулем. При авариях, обусловленных этой причиной, чаще отмечаются смертельные исходы и тяжелые травмы. Это объясняется, во-первых, неспособностью водителя любой машины предпринять действия по снижению скорости или уклонению от препятствия, а во-вторых, тем, что засыпания в дороге чаще случаются с профессионалами, управляющими автобусами и фурами. То есть крупными и мощными транспортными средствами, многие из которых перевозят пассажиров. Думаю, не надо объяснять, почему, когда они теряют управление, число смертельных исходов в результате аварии особенно велико.

— Но ведь засыпание за рулем может быть обусловлено как физиологическими, так и социальными факторами?

— Вы правы, и социальные проблемы тут столь же сложны, как и медицинские. С января 2012 года вступило в силу требование Правительства РФ по обязательному оснащению тахографами автотранспорта, в основном грузового и пассажирского, осуществляющего коммерческие перевозки. Напомню, что тахограф позволяет сотруднику ГИБДД убедиться, что водители не перерабатывают. Ведь известно, что многие из них с молчаливого согласия работодателей в погоне за заработком проводят по 12—14 часов в сутки за рулем, без отпусков и выходных. Это выгодно и работодателям, поэтому доверить контроль за режимом им нельзя. Подтверждение такой необходимости — европейский опыт, который показал, что за 2 года (1992—1994) введения тахографов смертность в результате ДТП снизилась в 4 раза. После внедрении таких правил в России, в том числе и у нас на Урале, число ДТП заметно снизилось. А вот дальше в нашей стране случилось то же, что и некогда в западных странах. Количество «сонных аварий», сократившись после обязательной установки тахографов, далее уже уменьшалось значительно медленнее. И это несмотря на то, что, например, наши земляки, сотрудники ГИБДД Свердловской области, смогли наладить эффективный контроль на дорогах.

— Догадываюсь, что эти трудности и стали поводом для проведения вашего исследования?

— Действительно, еще во второй половине прошлого века было известно, что засыпание за рулем могут вызывать и расстройства сна, приводящие к выраженной дневной сонливости. Наиболее частой патологией сна, приводящей к подобному нарушению, является синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Его распространенность у лиц старше 30 лет составляет 4—7%. Тяжелой формой болезни страдает около 2% взрослого населения. У таких пациентов с СОАС частота аварий в 4—6 раз превышает среднестатистические показатели, а риск попасть в ДТП достоверно больше, чем у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В 2000 году в США был проведен мета-анализ исследований, посвященных проблеме аварийности на дорогах и СОАС, и оказалось, ...

А.А. Белкин, А.Л. Рылов
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.