Медицинский Вестник №33 (646) / 2013
Социальные аспекты регулирования
К сожалению, действующее российское законодательство, обеспечивая централизацию финансовых ресурсов, не может расширить ограниченные возможности ОМС. Ведь основная причина проблем здравоохранения заложена не только в механизме формирования накопительных средств, но и в характере их использования, где определяющее значение имеют не столько экономическая и управленческая составляющие, сколько социальные процессы. Это обуславливает необходимость внедрения новых форм обеспечения деятельности органов здравоохранения.
К сожалению, действующее российское законодательство, обеспечивая централизацию финансовых ресурсов, не может расширить ограниченные возможности ОМС. Ведь основная причина проблем здравоохранения заложена не только в механизме формирования накопительных средств, но и в характере их использования, где определяющее значение имеют не столько экономическая и управленческая составляющие, сколько социальные процессы. Это обуславливает необходимость внедрения новых форм обеспечения деятельности органов здравоохранения.
Несмотря на предпринимаемые государством попытки изменить ситуацию в отрасли, ее хроническое недофинансирование не позволяет достичь принципиальных сдвигов в повышении качества и доступности медпомощи. Не случайна в этой ситуации критика, обрушиваемая на систему ОМС. Но как может быть иначе, если более половины населения России практически не участвует в ее финансовом наполнении. При этом нагрузка на ОМС растет. Помочь рационально перераспределить денежные потоки может переход на финансирование отрасли с внедрением социально мотивирующих технологий и использованием системы медико-социального софинансирования.
Нужна альтернатива
Основными источниками доходов бюджетов ОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог. Фактически это недополученная работающим населением часть заработной платы, которая должна обеспечить оказание медицинской помощи всем категориям граждан, независимо от степени их участия в формировании данных накопительных средств. Хотя за рубежом существует обратная практика, когда объем предоставляемой медицинской помощи сотрудникам конкретного предприятия или организации обусловлен размером поступлений от них страховых взносов, повышающая заинтересованность и ответственность плательщиков.
При этом, говоря о данной системе финансирования оказания медпомощи в России, нужно принимать во внимание следующие обстоятельства.
Во-первых, в стране сам фонд заработной платы является достаточно неустойчивым объектом налогообложения, так как его величина зависит от субъективных действий работодателя, который в случае своих противозаконных намерений может сократить до минимума налогооблагаемую базу, что естественно отразится на размерах отчислений в ОМС.
Во-вторых, наблюдается сокращение численности трудоспособного населения и увеличение числа граждан, которым необходима медицинская помощь. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года получены данные, свидетельствующие о том, что по сравнению с 2002 годом в РФ произошло изменение соотношения полов за счет высокой смертности мужчин трудоспособных возрастов. Так, на 1000 мужчин в 2010 г. в стране приходилось 1163 женщины, в 2002 г. — 1147. Заметные изменения произошли и в возрастном составе населения. В 2010 году от общей численности населения РФ (143,3 млн чел.) доля граждан моложе трудоспособного возраста составила 16,2% против 18,1% в 2002 году, а численность людей старше трудоспособного возраста возросла до 22,2 с 20,5% в 2002-м. На фоне этих изменений, по оценкам специалистов, в настоящее время 1% (1,4 млн человек) населения России больны наркоманией, от 30 до 40% злоупотребляют алкоголем (около 43 млн человек), 2% (2,8 млн чел.) больны алкоголизмом, а около
17 млн человек курят. В совокупности все они образуют многомиллионную группу риска, которой в...