Медицинский Вестник №28 (455) / 2008

Сострадая и врачуя

1 сентября 2008

Однажды молодой врач сидел у постели больной, находящейся в терминальной стадии рака легкого, и обсуждал с ее мужем мрачные перспективы пациентки. А когда женщина, не выдержав, разрыдалась, он вдруг тоже заплакал. Очевидцы признают, что сцена была удивительно трогательной, но стоит ли врачу выказывать столь бурные эмоции у постели больного?

Однажды молодой врач сидел у постели больной, находящейся в терминальной стадии рака легкого, и обсуждал с ее мужем мрачные перспективы пациентки. А когда женщина, не выдержав, разрыдалась, он вдруг тоже заплакал. Очевидцы признают, что сцена была удивительно трогательной, но стоит ли врачу выказывать столь бурные эмоции у постели больного?

Годами в процессе обучения будущих американ­ских медиков практически не за­трагивался эмоциональный ас­пект профессии. Студенты до­­сконально изучали все симптомы того же рака или других серьезных заболеваний, но никто не учил их, как вести себя, когда дело доходит до озвучивания пациенту неутешительного диагноза.

В настоящее время во всех медицинских школах США читается курс лекций на тему “Взаимоотношения между врачом и пациентом”, где, помимо прочего, будущих врачей учат, как преподносить плохие новости. Однако вопрос эмоционального контакта с человеком, испытавшим стресс от услышанного, до сих пор остается открытым. Надо ли, например, обнять пациента, который плачет? Нормально ли настолько проникнуться жалостью к больному, что самому дать волю слезам?

Заведующий отделением рака молочной железы в Центре рака Memorial Sloan-Kettering д-р Хирам Коди — один из тех специалистов, кто выступает против излишних эмоций в медицине. По его убеждению, работа врача заключается в “понимании, сочувствии и подбадривании”, а никак ни в том, чтобы “рыдать вместе с больным”, ведь слезы никого не вылечат, к тому же бурные эмоции приведут к быстрому...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.