Фарматека №16 (309) / 2015

Современные механизмы управления качеством дерматовенерологической помощи

11 ноября 2015

(1) ФГБУ«Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии» Минздрава России, Москва (2) ГБОУ ВПО«Первый МГМУ им. И.М.Сеченова» Минздрава России, Москва

В статье подробно описаны механизмы управления качеством дерматовенерологической помощи, реализуемые на современном этапе. В 2005 г. высокотехнологичная медицинская помощь (ВТМП) по профилю «дерматовенерология» была включена в перечень тех видов помощи, на примере которых был осуществлен переход к государственному заказу на оказание МП и апробирована новая система оплаты медицинских услуг – «за пролеченного больного». По профилю «дерматовенерология» 2002–2014 гг. было пролечено с использованием ВТМП более 25,5 тыс. больных. С 2006 г. впервые стало осуществляться планирование оказания ВТМП детям. Всего за 2006–2013 гг. по профилю «дерматовенерология» были пролечены около 5 тыс. детей. Важным направлением обеспечения качества МП и доступности ее для населения является внедрение современных форм и методов подготовки медицинских и фармацевтических специалистов. Отдельный блок мероприятий системы управления качеством МП формируется подходами к лекарственному обеспечению населения Российской Федерации. Основные мероприятия в области лекарственного обеспечения российских граждан реализуются в рамках Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г. и государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». Одновременно в рамках мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. реализуются программы импортозамещения лекарственных препаратов.

Повышение доступности и качества медицинской помощи (МП), развитие профилактики заболеваний и медицинской реабилитации служат ориентиром современной социально-экономической политики в Рос-сийской Федерации [1].

При этом реализация запланированного осуществляется посредством ряда механизмов, включая:

  • развитие высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП);
  • внедрение современных форм и методов подготовки медицинских и фармацевтических специалистов;
  • внедрение системы публичного мониторинга качества медицинского обслуживания;
  • централизацию системы государственного контроля за качеством работы медицинских и фармацевтических организаций;
  • совершенствование принципов системы обязательного медицинского страхования (ОМС);
  • модернизацию системы обеспечения населения лекарственными препаратами.

В 2005 г. ВТМП по профилю «дерматовенерология» была включена в перечень тех видов помощи, на примере которых был осуществлен переход к государственному заказу на оказание МП и апробирована новая система оплаты медицинских услуг «за пролеченного больного».

В целом за период до 2014 г. включительно обеспеченность граждан Российской Федерации ВТМП по всем профилям возросла почти в 12 раз (2002 г. – 43,0; 2014 г. – 498,1 на 100 тыс. населения).

По профилю «дерматовенерология» за 2002–2014 гг. было пролечено с использованием ВТМП более 25,5 тыс. больных [2]. При этом в 2002–2013 гг. регистрировалось ежегодное увеличение доступности МП по данному профилю (2002 г. – 0,4; 2013 г. – 1,7 на 100 тыс. населения).

Всего за 2002–2013 гг. по профилю «дерматовенерология» были пролечены более 24 тыс. больных тяжелыми формами дерматозов (различные формы псориаза – до 75%; атопический дерматит – до 15%; кожная Т-клеточная лимфома – до 10%; локализованная склеродермия – до 5%; истинная пузырчатка – до 4%; красный плоский лишай – до 2%; красный отрубевидный волосяной лишай – до 1%).

С 2006 г. впервые стало осуществляться планирование оказания ВТМП детям. Всего за 2006–2013 гг. по профилю «дерматовенерология» были пролечены около 5 тыс. детей. Наибольший объем такой помощи был в 2009 г. (633 ребенка); наименьший – в 2011-м (524).

Начиная с 2014 г. в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 осуществляются последовательные шаги по модернизации принципов организации и финансового обеспечения специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, МП. Среди ее особенностей – разграничение оказания специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, МП по источникам финансового обеспечения уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также погружение растиражированных видов МП, в т.ч. по профилю «дерматовенерология», в состав специализированной медицинской помощи, финансовое обеспечение которой гарантируется системой ОМС. При этом дифференци...

А.А. Мартынов, А.В. Власова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.