Медицинский Вестник №12 (697) / 2015

Спасательный круг

27 апреля 2015

В начале марта вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». В развитие этого документа на общественное обсуждение был представлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации». Общественное обсуждение оказалось недолгим, и на момент подписания номера оно уже было завершено.

В начале марта вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». В развитие этого документа на общественное обсуждение был представлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации». Общественное обсуждение оказалось недолгим, и на момент подписания номера оно уже было завершено.

В центре внимания медицинской общественности в апреле оказалась очередная инициатива Правительства РФ. На общественное обсуждение был представлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации», разработанный в развитие вступившего в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». Значимость поправок и предлагаемые критерии отбора комментируют эксперты.

В числе критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации, присутствуют, в частности, такие как оказание высокотехнологичной медицинской помощи (не менее 60% общего числа пролеченных больных в случае оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации по профилю «хирургия»); частота послеоперационных осложнений (ниже среднероссийского показателя по соответствующему профилю заболеваний).

Статьи с результатами научных исследований в рецензируемых научных журналах и изданиях должны составлять не менее 10 публикаций в год, в том числе в зарубежных журналах. Требуется также участие в одной (или нескольких) из 14 научных медицинских платформ, определенных Стратегией развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р).

Кроме того, есть условия, обязательные для научных и образовательных организаций. Так, совокупный показатель индекса Хирша медицинской организации (в базе РИНЦ) должен быть не менее 10 (критерий основан на учете числа публикаций и числа цитирований этих публикаций. — Прим. ред.), а совокупный показатель импакт-фактора не менее 60 (импакт-фактор (ИФ) — формальный численный показатель важности научного журнала, ежегодно рассчитываемый Институтом научной информации (Institute for Scientific Information, ISI), для серьезных международных изданий в области молекулярной и клеточной биологии он колеблется в пределах от 4 до 30; отечественные журналы данной тематики имеют импакт-фактор менее 1. На основании суммарного ИФ журналов, в которых опубликованы результаты научных исследований за последние годы, можно оценить научный потенциал коллектива или отдельного ученого. — Прим. ред.). Требуется также опыт реализации медицинской организацией программ дополнительного профессионального образования (ординатура, стажировки на рабочем месте, тренинги и др.).

На реализацию законопроекта в федеральном бюджете в 2015 году предусмотрено 14,62 млрд рублей (ФАНО России — 5,55 млрд рублей, Минздрав России — 9,07 млрд рублей), в 2016 году — 14,86 млрд рублей (ФАНО России — 5,52 млрд рублей, Минздрав России — 9,34 млрд рублей), в 2017 году — 15,51 млрд рублей (ФАНО России — 5,89 млрд рублей, Минздрав России — 9,62 млрд рублей).

Врачебная интернет-аудитория посчитала некоторые из предложенных критериев отбора чрезмерными, значительно сокращающими число потенциальных участников процесса клинической апробации. Дальше всех в своем неприятии обсуждаемого документа зашел президент Межрегиональной общественной организации «Общество специалистов доказательной медицины», доктор медицинских наук, профессор Василий Власов, который назвал поправки, предложенные Минздравом России к закону, странными.

— Минздрав продвигает их под видом обеспечения прав пациентов при апробации, — говорит эксперт.

Он считает, что Минздрав делает это «якобы во исполнение двух поручений президента», которые предписывали внести предложения об источниках финансирования деятельности медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (срок — до 10 февраля 2014 г.), и установить источники и объемы финансирования указанных федеральных медицинских учреждений в 2015 году и в плановом периоде 2016 и 2017 годов с учетом проведения оптимизации таких учреждений, предусматривающей в том числе их передачу на уровень субъектов РФ в случаях исполнения ими функций региональных медицинских учреждений (доклад — 10 марта 2014 г.).

— Как мы видим, оба поручения, по крайней мере,...

Надежда Стаурина, Татьяна Бескаравайная, Ольга Коберник, Елена Козлова
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.