Медицинский Вестник №12 (697) / 2015
Спасательный круг
В начале марта вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». В развитие этого документа на общественное обсуждение был представлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации». Общественное обсуждение оказалось недолгим, и на момент подписания номера оно уже было завершено.
В начале марта вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». В развитие этого документа на общественное обсуждение был представлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации». Общественное обсуждение оказалось недолгим, и на момент подписания номера оно уже было завершено.
В центре внимания медицинской общественности в апреле оказалась очередная инициатива Правительства РФ. На общественное обсуждение был представлен проект постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации», разработанный в развитие вступившего в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» по вопросам организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». Значимость поправок и предлагаемые критерии отбора комментируют эксперты.
В числе критериев отбора медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках клинической апробации, присутствуют, в частности, такие как оказание высокотехнологичной медицинской помощи (не менее 60% общего числа пролеченных больных в случае оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации по профилю «хирургия»); частота послеоперационных осложнений (ниже среднероссийского показателя по соответствующему профилю заболеваний).
Статьи с результатами научных исследований в рецензируемых научных журналах и изданиях должны составлять не менее 10 публикаций в год, в том числе в зарубежных журналах. Требуется также участие в одной (или нескольких) из 14 научных медицинских платформ, определенных Стратегией развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р).
Кроме того, есть условия, обязательные для научных и образовательных организаций. Так, совокупный показатель индекса Хирша медицинской организации (в базе РИНЦ) должен быть не менее 10 (критерий основан на учете числа публикаций и числа цитирований этих публикаций. — Прим. ред.), а совокупный показатель импакт-фактора не менее 60 (импакт-фактор (ИФ) — формальный численный показатель важности научного журнала, ежегодно рассчитываемый Институтом научной информации (Institute for Scientific Information, ISI), для серьезных международных изданий в области молекулярной и клеточной биологии он колеблется в пределах от 4 до 30; отечественные журналы данной тематики имеют импакт-фактор менее 1. На основании суммарного ИФ журналов, в которых опубликованы результаты научных исследований за последние годы, можно оценить научный потенциал коллектива или отдельного ученого. — Прим. ред.). Требуется также опыт реализации медицинской организацией программ дополнительного профессионального образования (ординатура, стажировки на рабочем месте, тренинги и др.).
На реализацию законопроекта в федеральном бюджете в 2015 году предусмотрено 14,62 млрд рублей (ФАНО России — 5,55 млрд рублей, Минздрав России — 9,07 млрд рублей), в 2016 году — 14,86 млрд рублей (ФАНО России — 5,52 млрд рублей, Минздрав России — 9,34 млрд рублей), в 2017 году — 15,51 млрд рублей (ФАНО России — 5,89 млрд рублей, Минздрав России — 9,62 млрд рублей).
Врачебная интернет-аудитория посчитала некоторые из предложенных критериев отбора чрезмерными, значительно сокращающими число потенциальных участников процесса клинической апробации. Дальше всех в своем неприятии обсуждаемого документа зашел президент Межрегиональной общественной организации «Общество специалистов доказательной медицины», доктор медицинских наук, профессор Василий Власов, который назвал поправки, предложенные Минздравом России к закону, странными.
— Минздрав продвигает их под видом обеспечения прав пациентов при апробации, — говорит эксперт.
Он считает, что Минздрав делает это «якобы во исполнение двух поручений президента», которые предписывали внести предложения об источниках финансирования деятельности медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь (срок — до 10 февраля 2014 г.), и установить источники и объемы финансирования указанных федеральных медицинских учреждений в 2015 году и в плановом периоде 2016 и 2017 годов с учетом проведения оптимизации таких учреждений, предусматривающей в том числе их передачу на уровень субъектов РФ в случаях исполнения ими функций региональных медицинских учреждений (доклад — 10 марта 2014 г.).
— Как мы видим, оба поручения, по крайней мере,...