Медицинский Вестник №27 (568) / 2011

Столько унесете? Федеральный центр перекладывает финансовые обязательства на регионы и ОМС

1 сентября 2011

Согласно опубликованному на сайте Минфина РФ проекту закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» уровень федеральных расходов по статье «Здравоохранение» останется в следующем году неизменным — 0,9% от ВВП, но уже в 2013 этот показатель составит 0,8%, а еще через год 0,6%. На фоне риторики о социальной ориентированности государственной политики и постоянном дефиците программы госгарантий эти цифры выглядят странно. Эксперты объясняют их перераспределением расходов на здравоохранение между федеральным и региональными бюджетами и средствами ОМС.

Согласно опубликованному на сайте Минфина РФ проекту закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» уровень федеральных расходов по статье «Здравоохранение» останется в следующем году неизменным — 0,9% от ВВП, но уже в 2013 этот показатель составит 0,8%, а еще через год 0,6%. На фоне риторики о социальной ориентированности государственной политики и постоянном дефиците программы госгарантий эти цифры выглядят странно. Эксперты объясняют их перераспределением расходов на здравоохранение между федеральным и региональными бюджетами и средствами ОМС.

Заветная мечта

Предполагаемая сумма расходов на здравоохранение в будущем году составит 530 371 862, 8 тыс. руб., это почти на 100 млрд руб. больше, чем в текущем, но уже к 2014-му — абсолютная цифра, характеризующая государственное финансирование здравоохранения, опять сократится примерно на ту же сумму и составит 443 795 783,5 тыс. руб. Учитывая, что российский ВВП неуклонно растет (предполагается, что в 2014 он составит 72 493,0 млрд руб.), в относительных показателях (табл.1) в ближайшие три года федеральные расходы на здоровье граждан будут неуклонно снижаться.

— То, что относительный объем в процентах от ВВП, выделяемый государством на финансирование здравоохранения, снижается, вызывает определенную настороженность. Ведь наши показатели финансирования и так невелики по сравнению с таковыми в развитых странах, так же как общий и подушевой ВВП, — комментирует директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. — Отчасти это снижение компенсируется увеличением доли финансирования оказания медпомощи, приходящейся на ОМС, и можно говорить о перераспределении финансовой нагрузки между системой обязательного медицинского страхования и федеральным бюджетом. К финансированию здравоохранения все активней привлекаются и региональные бюджеты. Тем не менее вопросы здравоохранения являются стратегической задачей государственной политики страны, и в условиях неоднозначности компетенции региональных властей в вопросах здравоохранения и различия объективных финансовых возможностей мы опять можем прийти к ситуации, когда разница между объемами и качеством предоставляемой медпомощи в различных регионах страны будет увеличиваться.

Справедливости ради надо сказать, что проект закона еще не обсуждался в Госду...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.