Фарматека №1 (354) / 2018

Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции

14 февраля 2018

1) Международное общество «Стресс под контролем», Москва, Россия;
2) ЛДЦ «Лапино», Москва, Россия;
3) НИО неврологии ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия;
4) Кафедра физической культуры РАНХ и ГС, Москва, Россия;
5) МЦ «Унисон», Москва, Россия

Физическое здоровье ребенка не отделимо от его эмоционального состояния. Стрессы активно вмешиваются в жизненные события детей и подростков, снижают их способность к самоконтролю, мешают нормальному психологическому и социальному развитию, а также могут приводить к негативным последствиям в более старшем возрасте. В клинической практике сохраняет актуальность применение методов лечебно-профилактического воздействия, а также рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха, двигательного режима и адекватного в условиях стресса питания с целью повышения стрессоустойчивости в детском и юношеском возрасте.

Стресс: клинические проявления

Стресс – это не просто волнение или нервное напряжение, это системный нейроэндокринный ответ, который активируется в первую очередь сочетанным действием симпатической нервной и эндокринной систем [1, 2].

Не всегда легко распознать, когда ребенок пребывает в состоянии стресса. Однако можно выделить основные проявления стресса у детей и подростков [3–5]:

  • перепады настроения и раздражительность;
  • повышенная тревожность и чувство опасения;
  • повышенная утомляемость;
  • нарушения сна;
  • ночное недержание мочи;
  • физический дискомфорт, в т.ч. боли в животе, груди, спине и головные боли;
  • трудности с дыханием в сочетании с тетанией, парестезиями в области ладоней, стоп и периорально, сведением мышц ног и рук;
  • суетливость и проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
  • ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в т.ч. с родителями.

Перечисленные симптомы различны по интенсивности и в целом их можно рассматривать как проявление нарушенной адаптации.

Важно! Стресс может представлять опасность и становиться проблемой, когда у ребенка нарушается адаптация и имеет место плохой контроль стресса.

Общие причины (источники) стресса у современного ребенка

  1. Важные (значимые) жизненные изменения (психотравмирующие события, личностные потери, хронические конфликты в семье, агрессивность отца, развод родителей, потеря работы и другие виды стресса у родителей [5, 6]; расставание с близкими друзьями, переезд семьи, хронические заболевания или инвалидность родителей) [7, 8].
  2. Трудности взаимоотношений в социуме: если некоторые конфликты – это нормально и время от времени это здоровая характеристика человеческих взаимоотношений, то хронические и нерешенные конфликты, которые характеризуются трудностями взаимоотношений, служат причиной значимого персонального стресса и представляют собой серьезный риск развития, например, сердечно-сосудистых нарушений и заболеваний [9].
  3. Условия учебы и академический стресс (загруженность ребенка уроками, конфликты с учителями и школьные дидактогении, расставание с родителями у дошкольников).
  4. Окружающие (средовые факторы): в результате экологических стрессов дети испытывают больший риск инфекционных, аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных психосоматических расстройств [10]. Также дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.

Последствия стресса у детей и подростков

Механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков несовершенны. Субъективное восприятие стресса в сочетании с индивидуальными (генетические, биологические, психологические) различиями в поведении могут приводить к развитию негативных психологических, соматических и поведенческих последствий стресса.

Соматические последствия стресса. При длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические соматические заболевания. Распространенность психосоматических расстройств у детей и подростков составляет от 10 до 25% [9, 11, 12].

Психические расстройства. Тревога и депрессия – наиболее частые последствия как экстремальных, так и затянувшихся хронических стрессов. Чувство тревоги в период стресса могут испытывать и здоровые дети. Однако хронический или экстремальный стрессы способствуют формированию патологической тревоги, которая всегда приводит к подавлению (истощению), а не усилению адаптационных возможностей организма.

У детей и подростков тревожные расстройства представлены широким спектром клинических проявлений (табл. 1).

Тревожные расстройства дебютируют в раннем детстве (3–5 лет) или подростковом возрасте. Тревожные расстройства – психические расстройства, которые на протяжении первых двух десятилетий жизни связаны с нарушением формирования адаптации в обществе, а также развития когнитивной и поведенческой сферы (неуспеваемость в школе и отсутствие профессиональных достижений/несостоятельность) [13].

Тревожные расстройства могут выступать в качестве как самостоятельного, так и сопутствующего состояния при многих заболеваниях и патологических состояниях у детей, включая нарушения развития речи и школьных навыков; синдром дефицита внимания и гиперактивности, первичные головные боли (мигрень и головную боль напряжения), эпилепсию, последствия перинатального поражения нервной системы, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, расстройства аутистического спектра и др. Симптомы тревожного расстройства могут быть распределены на три основные группы:

  1. Симптомы эмоциональных нарушений – постоянное беспокойство, грусть, раздражительность и гневливость, ощущение разочарования и недоволь...
Е.С. Акарачкова, Д.В. Блинов, О.В. Котова, Е.В. Травникова, Е.В. Царева
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.