Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №3 / 2018

Студенческий научный кружок как инструмент подготовки современного врача

21 сентября 2018

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера» Минздрава России,
Пермь, Россия

В статье представлены этапы становления и развития студенческого научного кружка (СНК) кафедры эпидемиологии Пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера, роль СНК в подготовке специалистов различного профиля (педиатрического, лечебного, медико-профилактического) к научно-исследовательскому виду профессиональной деятельности, приобретению профессиональных компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Показано значение СНК в воспитательной работе при обучении современных врачей, которая включает овладение социальными навыками, коммуникативностью, лидерскими и организаторскими качествами.

Освоение программы специалитета, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО), предусматривает формирование у выпускников общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций1. Приобщение студентов к работе в студенческом научном кружке (СНК) позволяет подготовить их к научно-исследовательскому виду профессиональной деятельности, предусмотренному ФГОС ВО, и более качественно сформировать такие компетенции, как способность к научному анализу социально значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций; готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; владение культурой мышления, способность к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу; готовность к самостоятельной работе; способность к самосовершенствованию, самореализации; в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики – способность к переоценке накопленного опыта; владение компьютерной техникой, готовность к работе с информацией; приобретение профессиональных компетенций.

Организация работы СНК на кафедре эпидемиологии Пермского государственного медицинского университета на протяжении многих лет является одним из основных направлений деятельности кафедры по подготовке специалистов различного профиля. В деятельности СНК кафедры принимают участие студенты как младших, так и старших курсов медико-профилактического, лечебного и педиатрического факультетов. Успешная работа СНК возможна при творческом подходе, высокой заинтересованности студентов и преподавателей в науке, а также следовании современным трендам в подготовке молодых специалистов, согласующимся с требованиями ФГОС ВО. СНК работает на кафедре эпидемиологии с момента ее организации при Молотовском государственном медицинском институте в 1941 г.

Научно-исследовательские работы, к которым привлекались студенты-кружковцы, всегда были актуальными и соответствовали научным направлениям кафедры на всех этапах ее развития. Так, на заседаниях СНК в период с 1941 по 1943 г. обсуждались исследования студентов по проблемам организации противоэпидемического обеспечения населения в годы Великой Отечественной войны. Студенты-кружковцы активно привлекались к идейно-воспитательной работе среди эвакуированных, так как профессор Витаутас Изидарович Гирдзияускас, руководивший кафедрой до 1943 г., являлся уполномоченным по делам эвакуированных при Совете Народных Комиссаров Литовской ССР [1]. В 1943–1956 гг., когда кафедрой заведовал канд. мед. наук Борис Иосифович Райхер, лауреат Сталинской премии, работа студентов в СНК значительно активизировалась [2]. Энергия, оптимизм, инициатива и творческая атмосфера, царившие на кафедре в этот период, не могли не захватить и членов СНК. Кружковцы имели возможность участвовать в монтировании настоящих дезинфекционных камер, которые устанавливали в помещениях кафедры и использовали в учебном процессе. Члены СНК гордились возможностью принимать участие в кормлении вшей методом эпидермомембран, разработанным Б.И. Райхером совместно с профессором А.В. Пшеничновым. Это оригинальное изобретение способствовало созданию новой эффективной вакцины против сыпного тифа (вакцина Пшеничного-Райхера), позволившей спасти сотни тысяч жизней. Сопричастность студентов ко времени научных открытий, непосредственное общение на заседаниях кружка с незаурядными личностями породили беспрецедентную мотивацию к творчеству. Именно тогда Борисом Иосифовичем Райхером были заложены традиции СНК, бережно поддерживаемые и развиваемые уже 76 лет: привлечение студентов к выполнению исследовательских работ в рамках научных направлений кафедры и запросов практического здравоохранения, сотрудничество с другими кафедрами, мотивация наиболее одаренных студентов на «большую науку», бережное и уважительное отношение к ветеранам каф...

Новгородова С.Д., Фельдблюм И.В., Алыева М.Х.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.