Акушерство и Гинекология №7 / 2018
Суррогатное материнство: законодательство и практика применения
1 ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России;
2 ФГБОУ ВО Саратовский государственный университет им. Н.Г Чернышевского, Россия;
3 ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет, Россия
Цель исследования. Провести анализ современной литературы по вопросу правового регламентирования российских и иностранных граждан на суррогатное материнство.
Материалы и методы. В обзоре приведены результаты систематического анализа зарубежного и российского законодательства и литературы по вопросу обеспечения прав населения на суррогатное материнство.
Результаты. Выявлены современные проблемы правового регулирования суррогатного материнства на территории Российской Федерации.
Заключение. Предлагается изменение действующего законодательства в области суррогатного материнства.
Согласно статистическим данным, бесплодие в России в 2016 году достигло уровня национальной безопасности: 17 процентов семейных пар не могут по этой причине зачать и родить ребенка. Специалисты заявляют о ежегодном увеличении случаев бесплодия среди населения репродуктивного возраста и необходимости применения репродуктивных технологий [1].
В условиях демографического кризиса наше государство стремится учесть и частные, и публичные интересы: активно развиваются репродуктивные технологии, в том числе суррогатное материнство. В целом программы суррогатного материнства можно оценить положительно, как для государства (бесплодие может привести к серьезным демографическим и социальным последствиям, на что активно указывается в юридической науке при обосновании суррогатного материнства) [2, 3], так и для частных лиц, для которых суррогатное материнство – единственный способ рождения собственного ребенка.
В связи с развитием общественных отношений в области суррогатного материнства, возникают дискуссии в обществе о допустимости и соответствии суррогатного материнства морально-этическим нормам. Суррогатное материнство осуждается как в христианстве, так и в исламе, что отражено: в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденной Архиерейским собором в г. Москве (13–16 августа 2000 г.) [4], в Окружном послании Папы Иоанна Павла II епископам, священникам и диаконам, монахам и монахиням, верным мирянам и всем людям доброй воли о ценности и нерушимости человеческой жизни, озвученной 25 марта 1995 г., именуемом «Evangelium Vitae» («Евангелие Жизни») [5], в решении Совета Исламского Фикха (Маджма аль-Фикх аль-Ислами) [6]. Указанные документы исходят из того, что суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.
Против суррогатного материнства выступают и некоторые юристы. В марте 2017 г. сенатор Антон Беляков внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект № 133590-07 о запрете суррогатного материнства в нашей стране, так как действующее законодательство не в полной мере обеспечивает и защищает права суррогатной матери, потенциальных родителей и ребенка [7]. Законопроект включен в примерную программу законотворческой деятельности, однако Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не поддержал саму концепцию документа.
Сторонники запрета суррогатного материнства указывают на то, что часто суррогатной матерью соглашаются быть женщины, оказавшиеся в сложном материальном положении, что является неэтичным и дискриминационным. В США одним из скандальных стало дело Алехандры Муньос, которая была незаконно привезена в Америку для рождения ребенка для бесплодной пары. Когда женщина решила сделать аборт, она была фактически заключена под «домашний арест» под угрозой привлечения к ответственности за незаконное пересечение границы. Американские исследования показывают, что суррогатные матери – это женщины в половине случаев окончившие среднюю школу, только 10% – имевшие бакалаврское образование, и 60% – безработные [8].
В программах по подбору суррогатных матерей часто выступают посредники, которые преследуют единственную цель – наживу. Так, в декабре 2005 г. суд приговорил к штрафу в 350 тыс. руб. москвичку, которая уговаривала беременных женщин принять участие в программе суррогатного материнства. Аферистка подделывала для своих подопечных документы об экстракорпоральном оплодотворении и переносе эмбрионов, после чего продавала новорожденных бездетным парам за 20–25 тыс. долларов [9].
Действительно, в информационной системе «Интернет» множество предложений по услугам суррогатного материнства от частных лиц, организаций, посредников, что указывает, с одн...