Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №1 / 2022
Технология формирования приверженности лечению ВИЧ-инфекции: анализ коммуникаций в системе специалист–пациент
1) Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва, Россия;
2) Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Санкт-Петербург, Россия;
3) Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Казань, Россия;
4) Республиканский центр «СПИД» Министерства здравоохранения и социального развития Киргизской Республики; Бишкек, Киргизская Республика;
5) Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Россия;
6) Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, Москва, Россия
Цель исследования. Оценка структуры и качества коммуникаций по вопросам лечения ВИЧ-инфекции по результатам опроса пациентов, инфицированных ВИЧ.
Материалы и методы. В 2019–2020 гг. при сплошной выборке в процессе планового визита диспансерного наблюдения было проведено прямое письменное анкетирование 437 пациентов, инфицированных ВИЧ. В Республиканском центре по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Минздрава Республики Татарстан опрошен 161 пациент (1-я группа), в Ленинградском областном Центре СПИДа – 166 пациентов (2-я группа), в Республиканском центре «СПИД» МЗ и СР Киргизской Республики – 110 пациентов (3-я группа). Респондентам было предложено ответить на вопросы-индикаторы оценки факта и содержания проводимых медицинскими работниками бесед по поводу лечения ВИЧ-инфекции, а также оценить, достаточно ли времени бывает на приеме у врача, чтобы разобраться с вопросами лечения.
Результаты. Подтвердили проведение с ними бесед по поводу лечения 46,9, 91,5 и 100% респондентов 1, 2 и 3-й групп соответственно. Наименьшее значение утвердительного ответа на этот вопрос-индикатор было получено в 1-й группе (p1-2 < 0,001; p1-3 < 0,001). Различия значения этого индикатора между 2-й и 3-й группой также были статистически значимы (p2-3 = 0,011). В полном объеме (получен утвердительный ответ на все заданные вопросы-индикаторы) консультирование по вопросам лечения ВИЧ-инфекции было проведено в 22,4, 34,4 и 14,5% случаев в 1, 2 и 3 группах соответственно. Наиболее часто консультирование в полном объеме проводили в Ленинградской области (р1-2 = 0,050; р1-3 = 0,049; р2-3 < 0,001). Однако и в этой группе получение консультирования в полном объеме подтвердили только треть участников опроса. Реже всего во всех группах с респондентами обсуждался вопрос о причинах нарушения режима приема лекарств: 36,5, 47,5 29,1% опрошенных в 1, 2 и 3-й группе соответственно. Большинство респондентов отметили, что времени для того, чтобы на врачебном приеме разобраться с вопросами лечения, было достаточно: 88,4, 88,4 и 77,3% соответственно.
Заключение. Полученные данные позволяют предположить, что в регионах проведения анкетного опроса преобладает директивный стиль коммуникаций в системе специалист–пациент, недостаточно используются мотивирующие стратегии консультирования. Отмечен дефицит выявления рисков нарушения приверженности. Уточнение и минимизация рисков нарушения приверженности, использование стимулов, мотивирующих на соблюдение режима приема антиретровирусной терапии, в частности, напоминания о перспективе улучшения состояния здоровья при регулярном приеме препаратов, способствуют повышению эффективности коммуникаций по вопросам лечения ВИЧ-инфекции.
Принципиальное значение для эффективного противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции имеет наличие приверженности диспансерному наблюдению и лечению заболевания. Статистические данные об эпидемии ВИЧ-инфекции в стране показывают особую актуальность приверженности: так, по оперативным данным, на диспансерном учете в первом полугодии 2021 г. состояли 768 707 инфицированных ВИЧ россиян, что составило 67,6% числа живших с диагнозом «ВИЧ-инфекция» в этот период. В 2021 г. в России получили антиретровирусную терапию (АРТ) 620 936 пациентов, из них 16 069 больных прервали АРТ в 2021 г1. Ежегодные «пациентские потери» (прерывание терапии, прекращение наблюдения) в системе оказания помощи при ВИЧ-инфекции составляют более 30 000 чел.
Закономерно, что термин «приверженность» все чаще используется в современной научно-практической литературе, посвященной инфекционным болезням, что особенно заметно в разделах, посвященных ВИЧ-инфекции и туберкулезу. Контент-анализ тезисов сообщений участников Всероссийских конгрессов по инфекционным болезням, опубликованных в 2017–2019 гг., показал, что употребление этого термина носило преимущественно констатирующий характер при описании таких характеристик, как летальность, резистентность, вирусологическая неэффективности терапии, прогрессирование заболевания. Анализ содержательной части предложений по формированию приверженности позволил предположить, что на практике формирование ее сводится главным образом к информированию пациентов о правилах приема назначаемого лечения и акцентированию необходимости соблюдать режим приема препаратов. На практике специалист сообщает пациенту рекомендации по приему АРТ, соблюдению режима диспансерного наблюдения, не используя обратную связь [1, 2]. В то же время технология формирования и длительного поддержания приверженности диспансерному наблюдению и лечению при ВИЧ-инфекции разработана и подробно описана в научно-практической литературе и методических рекомендациях [3–5].
Современная терапия хронических заболеваний становится эффективной при пациентоцентрированности системы оказания медицинской помощи, эффективной диагностике и профилактике рисков нарушения привержености, работе с рисками мультипрофессиональной команды специалистов, применении «простых» схем лечения (в идеале 1 таблетка 1 раз в сутки, вне связи с приемом пищи) при минимуме побочных явлений.
При всем многообразии факторов, обуслвливающих эффективность лечения, ключевая роль принадлежит взаимоотношениям в диаде специалист–пациент. Выстраивание таких доверительных отношений на практике происходит посредством коммуникаций, однако в реальности это непросто и требует времени. В арсенале специалистов могут быть разные коммуникационные инструменты: консультирование, информирование, директивы. По-видимому, представления о коммуникациях по вопросам приверженности как о беседе, которая проводится в произвольной форме и включает обсуждение наиболее актуальных, с точки зрения специалиста, вопросов, и определяют в настоящее время преобладающий стиль взаимодействия по формированию приверженности в контексте ВИЧ-инфекции в системе специалист–пациент. Однако формат эффективного консультирования по вопросу формирования и поддержания приверженности наблюдению и лечению заболевания должен быть структурирован и включать обсуждение совершенно конкретных вопросов, связанных с диагностикой рисков, отношением к лечению, оказанием поддержки [6]. Кроме того, для своевременной оценки качества и коррекции мер по повышению приверженности требуется регулярный мониторинг качества, которы...