Фарматека №s4-13 / 2013
Тикозные расстройства и роль препарата аминофенилмасляной кислоты в их лечении
ФГБУ НЦЗД РАМН, Москва; ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва; ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва
В статье рассматривается проблема тикозных расстройств у детей. Приводятся определение и классификация тиков, последовательно рассматриваются этиология, патогенез, клинические проявления, принципы диагностики и лечения тикозных расстройств в детском возрасте. Особое внимание уделено капсулированной форме препарата аминофенилмасляной кислоты – Анвифену.
Распространенность тиков среди детей довольно высока. Частота их встречаемости составляет порядка 5 % по достижении школьного возраста [1]. Хотя тикозные расстройства обычно не сопровождаются инвалидизацией, они приводят к снижению качества жизни и подлежат максимально раннему лечению [1, 2].
Тики – это спонтанные, быстрые, повторные, неритмичные, преимущественно клонические сокращения одной и той же группы (или групп) мышц, имитирующие целенаправленные действия, но не имеющие полезного приложения, отсутствующие во время сна, возникающие у детей в результате мультифакториальных физических и психических нарушений, а также эмоциональных расстройств [1–4].
Классификация тиков
Ранее М.Б. Кроль и Е.А. Федорова (1966) предлагали различать два вида тиков – (ограниченные и распространенные) [5]. А.Дж. Лис (1984) использовал клинико-этиологический подход к систематизации тиков:
1) идиопатические тики: а) острые преходящие, б) персистирующие: простые и сложные; 2) синдром Жиль де ля Туретта; 3) тики, возникшие при структурном поражении мозга: а) постэнцефалические, б) возникшие в результате последствий отравления угарным газом и т. д.; 4) тики, вызванные приемом лекарственных препаратов: a) психостимуляторов, б) предшественников дофамина, в) нейролептиков [6]. B.B. Пушков (1985) выделил следующие их разновидности: 1) единичные (моторные или вокальные), 2) распространенные, 3) генерализованные, 4) синдром Жиль де ля Туретта, 5) невроз навязчивых состояний [7].
В современной зарубежной литературе предлагается условно выделять три типа тикозных расстройств: транзиторные тикозные нарушения (transient tic disorder), хронические тикозные моторные (двигательные) нарушения (chronic motor tic disorder), синдром (болезнь) Жиль де ля Туретта (Gilles de la Tourette syndrome) [8, 9].
Органические тики являются следствием текущих или перенесенных органических заболеваний ЦНС (вирусные и инфекционно-аллергические энцефалиты, последствия черепно-мозговой травмы). Психогенные тики возникают при острой или хронической психотравмирующей ситуации (включая навязчивые и невротические тики). Невротические тики характерны для детей дошкольного и раннего школьного возраста (они чаще носят характер простых, а впоследствии сложных патологических двигательных актов). Неврозоподобные тики обычно характеризуются отсутствием экзогенных воздействий, занимая промежуточное положение между органическими и психогенными тикозными гиперкинезами (возникают на фоне резидуальной органической или соматической патологии, бывают простыми или сложными, носят рецидивирующий характер). Тикоподобные гиперкинезы (при других сопутствующих заболеваниях) – это своеобразные тики лица и/или рук при заикании в начале разговора (специфическая жестикуляция); подергивания мышц лица на фоне контрактур при нейропатии лицевого нерва и т. д. К последним относятся тики, индуцированные лицевыми болями, а также простые и сложные движения при олигофрении, шизофрении и т. д. [1–4].
Иногда выделяют рефлекторные и идиопатические тики. Рефлекторные тикозные гиперкинезы – преимущественно простые, стереотипные непроизвольные движения, возникающие по типу биологически нецелесообразных условных рефлексов вследствие длительного раздражения различных тканей организма (кожных покровов, глазных оболочек и др.). Идиопатические тики бывают следующими: 1) острые преходящие (ограничены подергиванием одной мышечной группы, спонтанно регрессируют с годами), 2) персистирующие простые и множественные (возникают в дошкольном и раннем школьном возрасте, сохраняясь в течение нескольких лет), 3) хронические простые и множественные (могут сохраняться на протяжении всей жизни) [1–4].
В соответствии с...