Фарматека №1 / 2024
Тип клинического центра в прогнозировании набора пациентов
ИП «Милованов Святослав Сергеевич», Москва, Россия
Обоснование. По данным литературы, окончательное решение для отбора клинических центров принимается на основании субъективных оценок – личного суждения и предположений рабочей команды, что, как правило, обусловлено отсутствием объективных критериев оценки клинического центра. Клинический центр ответствен как за набор пациентов, согласно всем критериям протокола и регуляторным требованиям, так и за выполнение набора пациентов, оговоренного на этапе поиска пациентов, что позволяет успешно достигать таргетного набора пациентов. Одним из важных условий успешного набора пациентов является качественный отбор клинических центров на этапе физибильности (осуществимости), в рамках которого необходимы объективные инструменты, позволяющие делать отбор клинических центров, которые будут набирать пациентов согласно всем требованиям протокола и достигать поставленных целей клинического исследования.
Цель исследования: найти объективные критерии оценки клинических центров, которые позволят выполнить таргетный набор пациентов.
Методы. Ретроспективно проанализированы данные, полученные от 70 клинических центров, расположенных в 59 городах России, Белоруссии и Украины (регион РУБ), сгенерированные в 4 клинических исследованиях, в которых участвовали 622 пациента. Все четыре исследования были успешными по набору пациентов. Методом описательной статистики рассчитаны следующие значения – средняя, ошибка средней, среднеквадратичное отклонение и коэффициент вариации.
Результаты. Выделены объективные критерии для отбора клинических центров (параметры и показатели), позволяющие спрогнозировать предстоящий набор пациентов в клиническом центре. На основании группирования параметров и показателей выделены 4 типа клинических центров: 1-й тип – молчащие, 2-й тип – низкорекрутинговые, 3-й тип – среднерекрутинговые и 4-й тип – высокорекрутинговые, статистически достоверно имеющие различия по объективным параметрам времени первичного ответа в днях: 31,19±5,27, 21,43±3,26, 23,64±4,04, 12,7±0,79 соответственно, и по объективным показателям «Отношение Время первичного ответа в днях к Предполагаемому набору пациентов»: 4,56±1,03, 2,42±0,43, 1,94±0,3, 1,345±0,099 соответственно.
Заключение. Впервые предложены объективные критерии (параметры и показатели) отбора клинических центров, позволяющие объективно оценить предстоящий рекруитмент на выбранном сайте. Впервые предложены типы клинических центров на основании выделенных объективных критериев.
Введение
Селекция клинических центров является обязательным условием проведения международных многоцентровых клинических исследований [1, 2]. D. Fogel, исследуя причины неудач в клинических исследованиях, указывает, что отбор клинических центров – это обязательная составляющая успеха всего исследования, и акцентирует, что неуспех клинического исследования в III фазе – это неуспех также и предыдущих двух фаз [3]. Пункт GCP 4.2.1 формулирует необходимые ресурсы клинического центра для участия в клиническом исследовании: «Исследователь должен быть способен продемонстрировать (например, на основании ретроспективных данных) возможность набора в течение оговоренного периода требуемого количества подходящих субъектов исследования». Поиск пула необходимых по протоколу пациентов – это одна из основных целей проведения исследования физибильности или отбора клинических центров перед стартом любого международного многоцентрового клинического исследования [4]. В исследование отбираются только клинические центры, доказавшие присутствие пациентов и назвавшие определенное число, которое центры способны набрать в исследование, и на этом основании строится прогноз на набор пациентов по времени и другим характеристикам. Также прогнозирование набора пациентов строится на поиске косвенных предикторов набора в исследованиях, не успешных по набору пациентов [5, 6] как ретроспективно [7], так и проспективно, путем проведения клинических исследований (NCT03019068) [8]. Тем не менее окончательный отбор клинических центров происходит под влиянием ответственных исполнителей на этапе физибильности [9], т.е. под влиянием субъективного фактора, что, на наш взгляд, связано с тем, что для исследования берутся общеизвестные данные – дизайн протокола, возраст и др.
Цель исследования: найти объективные критерии оценки клинических центров для отбора только тех сайтов, которые позволят выполнить таргетный набор пациентов.
Методы
Проведен анализ данных, полученных во время проведения следующих международных многоцентровых клинических исследований: Рака толстой и п...