Акушерство и Гинекология №4 / 2023
Управление персоналом медицинской организации: современные инструменты и технологии
1) ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия;
2) ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Медицинский институт, Москва, Россия
Актуальность: Лояльный, вовлеченный и удовлетворенный сотрудник более продуктивен, оказывает положительное влияние на общую производительность труда и успех организации
Цель: Изучить характеристики сотрудников, непосредственно влияющие на производительность труда, по трем индикаторам оценки (лояльность, вовлеченность и удовлетворенность), на примере использования информационных технологий
Материалы и методы: Эмпирическим методом был смоделирован процесс исследования, проведено наблюдение, в рамках которого произведен эксперимент с использованием информационных технологий.
Результаты: Проведение корпоративного анкетирования с применением информационных технологий позволило автоматизировать и корректно провести оценку 1009 респондентов с последующим анализом качественных и количественных показателей в кротчайшие сроки, получить понимание по характеристикам персонала, его продуктивности, внутреннему настрою и верности к организации.
Заключение: Разработанная методика позволяет за кратчайшие сроки проводить оценку персонала, менять направление и содержание анкет под конкретные цели и задачи организации, создавать базу максимально продуктивных сотрудников или выявлять негативно влияющие факторы, оценить поведение сотрудника в реальных ситуациях в будущем. Помогает снять многочисленные рутинные задачи с менеджеров по управлению персоналом, освободить их время для решения других вопросов, позволяя тем самым быть ближе к сотрудникам, быстрее реагировать на изменения в коллективе, анализировать данные и успешнее управлять человеческими ресурсами.
Вклад авторов: Авдеева О.В., Минакова Е.Н., Николаева А.В. – концепция и дизайн исследования; Голошубов П.А., Верховцев А.А. – разработка программы и сбор материала; Авдеева О.В., Каверина Е.В. – обработка материала и написание текста; Авдеева О.В. – редактирование.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование: Финансирование данной работы не проводилось.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Авдеева О.В., Минакова Е.Н., Голошубов П.А., Верховцев А.А., Каверина Е.В., Николаева А.В. Управление персоналом медицинской организации: современные инструменты и технологии.
Акушерство и гинекология. 2023; 4: 120-131
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2023.3
В последние годы большое внимание уделяется такому понятию, как пациентоориентированность, которое заключается в способности медицинского персонала думать и действовать в интересах пациента. Особенности данного подхода заключаются в создании инновационного планирования, оценки и контроля медицинской помощи. С этой целью создаются и внедряются в медицинскую практику экспертные системы контроля качества медицинских услуг/помощи, международные стандарты качества медицинской помощи/услуг (ISO, JCI), ключевые показатели эффективности (KPI). Данные системы ориентированы исключительно на качество медицинской помощи и профессиональные действия медицинского персонала; в них пациент играет главную роль, а его удовлетворенность является индикатором оценки качества оказания медицинской помощи [1].
В настоящее время большое внимание стали уделять не только знаниям и опыту сотрудников, но и тем характеристикам, какими они должны обладать для наибольшей продуктивности [2, 3]. Получив характеристику сотрудников можно проанализировать: эффективность, потенциал, мотивацию, личностные качества, командные роли, конфликтность, профессиональные знания сотрудников и многое другое [4–6]. А на основе анализа характеристик принять обоснованное управленческое решение, сокращая при этом множество рисков, связанных с трудовым процессом [7–9]. Как правило, данное направление оценки активно используется в крупных компаниях, таких, как промышленные предприятия, машиностроение, пищевые и перерабатывающие производства [10]; но, при этом нужно отметить, что в последнее время все больше проявляется интерес к данному направлению в сфере медицины (как правило, это частная медицина) [11, 12]. Сегодня существует множество агентств, предлагающих свои услуги по HR-аналитике и оценке эффективности персонала [13]. Имеющиеся на рынке кейсы оценки сотрудников используют как стандартные методы оценки, так и собственные разработки агентств, которые позволяют достоверно оценивать сотрудников, линейных менеджеров, руководителей и помогают топовым менеджерам грамотно выстраивать систему управления персоналом [14, 15]. Несмотря на дорогостоящие предложения агентств, их услуги становятся очень востребованными, так как доказали свою эффективность [16, 17]. Этому свидетельствуют множество научных трудов, как зарубежных, так и отечественных авторов [18]. К примеру, Унтервегер М. и соавт. убеждены, что обеспечение мотивирующей среды для сотрудников является наиболее важным именно в здравоохранении [19]. В исследовательских трудах все чаще проводится параллель между желаниями и потребностями самих сотрудников и теми ресурсами, которые может предоставить организация для мотивации эффективной работы персонала [20]. Также авторы отмечают, что для достижения высоких результатов в работе необходимо проводить регулярную оценку персонала. По этой причине эффективность каждого работника определяют на основе многих показателей (индикаторов) [21]. Например, в Японии, этот показатель определяется исходя из способностей каждого работника [22]. В российских компаниях, как правило, применяют комплексный подход оценки сотрудников, который позволяет получить полное представление о состоянии трудовых отношений в организации [23].
В данной статье представлен опыт ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Минздрава России (далее – НМИЦ АГП) оценки медицинского персонала на примере использования информационных технологий по трем индикаторам – лояльность, вовлеченность и удовлетворенность.
Материалы и методы
При помощи разработанной и впервые представленной автоматизированной тестовой методики с использованием приложения Lime Survey на веб-сервер НМИЦ АГП было проведено анкетирование 1570 сотрудников. Анкетиро...