В приоритете

24.11.2014
186

Поскольку очевидно, что все направления охраны здоровья одновременно развивать нельзя, на это ни у одного государства не хватит средств, целесообразно на каждый период времени выделить определенные приоритеты, вокруг которых будут концентрироваться усилия и ресурсы. Это не означает, что развитие одних направлений будет осуществляться за счет свертывания остальных, а лишь предполагает определенную последовательность действий на длительную перспективу — приоритеты с течением времени могут и должны меняться.

Мы не настолько богаты

Даже в такой небедной стране, как США, не чураются принципа последовательного решения накопившихся проблем. С 1980 года в Штатах действовала программа «Укрепление здоровья. Профилактика болезней. Цели нации» — Health Promotion, Diseases Prevention. Objectives for the Nation (1980—1990), а затем «Здоровые люди» — Healthy People (1990—2000) с последующим продолжением ее до 2010 и 2020 годов. Сама конструкция первой программы была выдержана в лучших системных и программно-целевых традициях, не утративших своего значения вплоть до сегодняшнего дня. В ней выделялись 226 крупных целей шести уровней, и по каждой из них определялись критерии, позволяющие последовательно оценивать степень продвижения вперед. Был также произведен анализ имеющихся ресурсов, уровень реализации цели и область перспективных исследований. Программа в целом носила как научный, так и сугубо практический характер, и все поставленные цели были увязаны между собой точно так же, как и мероприятия по их достижению. Во второй программе уже не было концептуальных основ, но все так же фигурировали четко прописанные приоритетные направления (их было 22) работы. Но, что самое важное, подобного рода программы ориентированы именно на улучшение здоровья людей, а не на развитие системы здравоохранения, улучшение работы медицинских учреждений или их материального и финансового положения, что скорее относится к тактическим задачам ведомственного характера.

Европейские страны такого значительного количества приоритетов в силу финансовых обстоятельств себе позволить не могут, и в Великобритании, например, на период до 2010 года реализовывалась программа улучшения здоровья, включавшая в себя всего четыре приоритетных направления. Но это были принципиально важные для страны направления, обоснованию выбора которых нам можно и нужно поучиться. Надо ли говорить, что в нашей стране искусство выделения приоритетов на сегодняшний день освоено не в должной мере.

Между тем о необходимости установления приоритетов с централизацией ряда функций и повышением ответственности государства за здравоохранение говорится во многих публикациях современных авторов. В общем случае приоритеты могут быть выделены по группам населения и по организационным механизмам.

И детям, и взрослым

К приоритетам по группам населения, конечно, относятся дети и женщины детородного возраста (женщины до зачатия ребенка и беременности, во время беременности, новорожденные в первый год жизни, дети в младших и старших возрастах, в подростковом периоде). Многие болезни формируются с детства и потому особое внимание должно быть уделено охране здоровья детей, начиная с раннего возраста, организованных детей, а также медико-социальной поддержке детей из неблагополучных семей и подростков. Должны быть проработаны и схемы оздоровления длительно и часто болеющих детей.

Не менее важна охрана репродуктивного здоровья и предупреждение возможных последствий для новорожденных. Сегодня, по официальным данным, лишь треть рождающихся детей можно считать здоровыми. А в Казани, например, в 2012 году 98,6% детей родились с какими-либо отклонениями здоровья от нормы. Очевидно, что одним из приоритетов должно стать решение проблем нездоровых новорожденных, с фокусом на бедность, маргинализацию родителей, совершенствование наблюдения за беременными и их здоровьем, оздоровление детей и подростков, т.е. на систему охраны их здоровья. Для беременных и матерей с детьми может, например, быть предложена система медико-социальной поддержки по примеру Франции и Швеции. Речь идет о систематической работе по созданию матерям с детьми нормальных условий жизни. Сюда относятся: 100%-ная доступность детских дошкольных учреждений на бесплатной основе, развитая система ухода за детьми до 3-х лет, дошкольное образование для детей до 6 лет, предоставление сиделок с тем, чтобы мама могла работать или посещать бесплатные курсы переквалификации и повышения квалификации через центры занятости, финансовая помощь семьям, если за детьми присматривают родственники, предоставление льготных кредитов на жилье и многое другое.

Необходимо восстановить и школьную медицину, школьную гигиену, осуществлять контроль за достаточностью и качеством питания школьников и условиями их учебы.

Понятно, что все проблемы здоровья детей и женщин детородного возраста за короткий период не решить, но часть из них перейдет на следующие периоды реализации программ, что и обеспечит перманентность внимания к проблемам материнства и детства.

Другая приоритетная группа — трудоспособное население, в первую очередь его производящая часть. На этой малочисленной, но весьма значимой группе (всего 12—13% от всех трудоспособных граждан) должно быть сосредоточено первоочередное внимание государства, для нее необходимо в первую очередь создать соответствующие условия жизни и труда, а также все условия для охраны здоровья.

При этом не стоит забывать, что во всем мире степень социализации государства определяется по отношению к детям и пожилым, т.е. к непроизводительной части населения. В последующем внимание необходимо переключить на них, в том числе на пожилых и инвалидов.

Важные среди равных

По организационным механизмам можно выделить следующие приоритеты.

Первый — массовая социальная (первичная) профилактика заболеваний, направленная на создание и развитие условий, способствующих ведению гражданами здорового образа жизни и повышению их мотивации к здоровому поведению, на предупреждение негативного влияния внешних факторов на здоровье. К сожалению, не все убеждены в том, что врачи должны заниматься причинами болезней и уметь воздействовать на них, а не, как сейчас, иметь дело в основном с последствиями недугов.

Второй приоритет — широкое развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) (Primary Health Care — первичная забота о здоровье) и ее институциональной основы — общей врачебной практики. Это позволит не только предупреждать многие заболевания и выявлять их на ранних стадиях, но и значительно снизить число случаев хронических заболеваний и повысить эффективность использования стационарной и специализированной медицинской помощи, удовлетворенность самих пациентов. При этом нужно так организовать ПМСП, чтобы не менее 60% ее деятельности приходилось бы на профилактику болезней. До сих пор в нашем здравоохранении этого не было сделано.

Важный приоритет — организация этапности оказания медицинской помощи больным. Этапность — прерогатива отечественного здравоохранения. Следует стремиться к тому, чтобы постепенно увеличивалось число пациентов, проходящих через ПМСП, где в подавляющем большинстве случаев они бы начинали и заканчивали свое лечение, и в которой в случае необходимости должна определиться дальнейшая маршрутизация пациентов.

Наконец, нельзя забывать о необходимости внедрения систем управления качеством медицинской помощи. Предупреждение предотвратимых врачебных ошибок, как известно, не только улучшает клинические результаты, но и существенно снижает стоимость стационарной помощи. А ведь, по некоторым экспертным оценкам, в России в настоящее время совершается 40—50 тыс. врачебных ошибок в год, в госпитальном звене выявляются 4 млн дефектов оказания медицинской помощи. Просто необходимо осуществить переход от оценки качества медицинской помощи к его обеспечению. Реализуется это направление главным образом путем внедрения современных и доказанных медицинских технологий, медицинских стандартов, клинических рекомендаций и локальных клинических протоколов, лицензирования отдельных категорий врачей и аккредитации медицинских учреждений, обучения и повышения квалификации медицинских работников с постоянным контролем и мониторингом качества медицинской помощи. В последние годы на первый план выступают и проблемы доступности медицинской помощи.

Вот, собственно, далеко не полный перечень возможных приоритетов, на основе понимания значимости которых правильно было бы выстраивать последовательность концептуальных преобразований в отрасли. Главное только — помнить, еще раз это подчеркну, что цель — не совершенствование системы оказания медпомощи (это лишь средство), а здоровье граждан, которому можно и нужно задавать цифровые характеристики.

Юрий КОМАРОВ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь