Медицинский Вестник №35-36 (720-721) / 2015

В самом центре Европы

24 декабря 2015

По структуре здравоохранения Венгрия во многом похожа на Россию. Здесь тоже действует страховая модель. И точно так же, как и у нас, основной закон страны Конституция гарантирует всем гражданам право на полное медицинское обслуживание. При этом доход врачей, как и в России, совсем не высок, но вкупе с возможностью простого перемещения по Евросоюзу, в более благополучные в экономическом и социальном плане страны, это становится причиной довольно серьезной проблемы — оттока медицинских кадров. Свои уезжают, приезжают иностранцы и порой с семейным врачом приходится общаться по-английски… Надо сказать, что проблема оттока квалифицированных кадров очень хорошо осознается на уровне руководства Венгрии. Здесь реализуются серьезные программы по удержанию врачей и ученых. При этом большую поддержку властям оказывает крупный бизнес. И тут уже мы говорим не о похожести, а о различии наших стран.

По структуре здравоохранения Венгрия во многом похожа на Россию. Здесь тоже действует страховая модель. И точно так же, как и у нас, основной закон страны Конституция гарантирует всем гражданам право на полное медицинское обслуживание. При этом доход врачей, как и в России, совсем не высок, но вкупе с возможностью простого перемещения по Евросоюзу, в более благополучные в экономическом и социальном плане страны, это становится причиной довольно серьезной проблемы — оттока медицинских кадров. Свои уезжают, приезжают иностранцы и порой с семейным врачом приходится общаться по-английски… Надо сказать, что проблема оттока квалифицированных кадров очень хорошо осознается на уровне руководства Венгрии. Здесь реализуются серьезные программы по удержанию врачей и ученых. При этом большую поддержку властям оказывает крупный бизнес. И тут уже мы говорим не о похожести, а о различии наших стран.

Возврат к страхованию

Основы системы здравоохранения Венгрии в ее нынешнем виде формировались в период 1989—1993 годов, когда после распада социалистического лагеря в стране происходили серьезные социальные и мировоззренческие преобразования. Именно в это время была проведена крупномасштабная реформа здравоохранения, в результате которой выбран (а точнее, возвращен) страховой принцип.

Реформы, проводившиеся в здравоохранении, осуществлялись во время экономического спада, а потому с требованием жесткого сокращения расходов на отрасль. С целью ужесточения контроля за расходами Национальный фонд медицинского страхования, осуществлявший функции покупателя медицинских услуг, в 1998 году потерял самоуправление и стал управляться централизованно Минздравом Венгрии. Кстати, с тех пор именно Минздравом, а не фондом собираются взносы на медицинское страхование. Местные власти получили в собственность большинство медицинских учреждений государственной сети и стали нести ответственность за предоставление медицинских услуг.

С 1998 года средства в фонд поступают через Государственную налоговую службу. Основные характеристики бюджета фонда (объем отчислений в фонд, доходная и расходная части, распределение расходов по статьям, а также методы финансирования медучреждений) утверждаются Парламентом, Правительством и Минздравом страны.

С 2001 г. Министерство здравоохранения серьезно влияет на политику Национального фонда медицинского страхования, например, оно вправе требовать перераспределения средств между разделами и подразделами бюджета НФМС. При этом в случае образования дефицита бюджета фонда министерство обязано покрывать его из собственного бюджета.

Три источника, три составные части

Бюджет публичного здравоохранения складывается из трех источников: бюджета Фонда медицинского страхования, средств государственного и местных бюджетов. Естественно, что основной объем средств в систему поступает из системы медстрахования. Фонд оплачивает текущие расходы (медицинскую помощь), капитальные и амортизационные расходы оплачиваются бюджетами разного уровня. Фонд имеет территориальные подразделения, которые заключают договоры с ЛПУ и оплачивают оказанную ими медицинскую помощь.

Бюджет системы обязательного медицинского страхования формируется из средств работодателей, которые отчисляют 11% от фонда оплаты труда, и работников, привносящих в систему 3% своего дохода. Медицинская помощь в рамках страховой системы бесплатна для детей (до 16 лет), матерей или отцов-одиночек, студентов, пенсионеров и людей старше 62 лет, инвалидов и неимущих, а также священников. В случае потери работы застрахованный (не входящий в перечень льготников) в течение месяца может претендовать на бесплатное получение медицинской помощи, затем он обязан платить в государственный фонд определенный страховой взнос.

Правительство Венгрии несет расходы по капитальным вложениям путем предоставления целевых субсидий в отрасль, а также оплачивает часть текущих расходов и компенсирует ту часть затрат, которые несет система в результате предоставления бесплатной помощи неимущим. Кроме того, правительство финансирует научные исследования и разработки в области медицины.

С 1993 г. страна перешла на оплату медицинской помощи по принципу клинико-статистических групп (КСГ) со всеми плюсами и минусами этой системы (в ходе проверок выявляются неоправданные госпитализации, приписки и др.). Исключение — дорогостоящие высокотехнологичные операции, которые оплачиваются отдельно.

Свободный выбор

В ходе реформ были разделены функции поставщика и покупателя медицинс...

Мария Щетинина
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.