Медицинский Вестник №7 (476) / 2009

Вероника Скворцова: для нашей страны приемлема только государственная модель здравоохранения

1 марта 2009

По статистике, большинство работающих в здравоохранении — женщины, а теперь эта тенденция распространилась и на отраслевое министерство. В канун Международного женского дня 8 Марта гость рубрики «От первого лица» — заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ член-корреспондент РАМН Вероника Игоревна СКВОРЦОВА. На нее была возложена большая доля ответственности за подготовку судьбоносного для отрасли документа — Концепции развития здравоохранения России до 2020 года. Об идеологии концепции, о принципиальных изменениях, ожидающих отрасль, Вероника Игоревна рассказала корреспонденту «МВ» Надежде Стауриной.

По статистике, большинство работающих в здравоохранении — женщины, а теперь эта тенденция распространилась и на отраслевое министерство. В канун Международного женского дня 8 Марта гость рубрики «От первого лица» — заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ член-корреспондент РАМН Вероника Игоревна СКВОРЦОВА. На нее была возложена большая доля ответственности за подготовку судьбоносного для отрасли документа — Концепции развития здравоохранения России до 2020 года. Об идеологии концепции, о принципиальных изменениях, ожидающих отрасль, Вероника Игоревна рассказала корреспонденту «МВ» Надежде Стауриной.

— Вероника Игоревна, какие принципиальные изменения, предусмотренные концепцией, ожидаются в отрасли?

В концепции предусмотрено системное и согласованное совершенствование всех основных составляющих здравоохранения— организационных основ оказания медицинской помощи, кадровой и инновационной политики, технологического (в том числе информационного), финансово-экономического и нормативно-правового обеспечения.

Среди смысловых приоритетов предстоящих изменений следует выделить активное смещение акцента в сторону профилактики социально значимых заболеваний, причем профилактики в широком смысле — направленной на формирование здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками (злоупотреблением алкоголем, табакокурением, употреблением наркотиков), предупреждение возникновения заболеваний и возможно раннее их выявление путем организации массовых вакцинаций и иммунизаций, целевых и периодических диспансеризаций и углубленных медицинских осмотров, предупреждение перехода заболевания в более тяжелую стадию, обострений в течении хронических болезней, выхода на инвалидность. Для этого будут использованы как массовые стратегии профилактики, так и стратегии «высокого риска».

Осуществление массовых стратегий профилактики требует мощного согласованного межведомственного взаимодействия. Необходимо активное внедрение образовательных и санитарно-просветительных программ, начиная с дошкольных и школьных учреждений, проведение психологически выверенных коммуникационных кампаний, массовое распространение физкультуры и спорта, формирование понимания необходимости правильного питания и создание условий, его обеспечивающих. Особое внимание должно быть уделено совершенствованию нормативно-законодательной базы, регламентирующей безопасность питания, предупреждающей вредные привычки, позволяющей мотивировать каждого работающего гражданина к охране собственного здоровья и каждого работодателя — к охране здоровья своих сотрудников.

Планируется повышение значимости и эффективности диспансеризации в тесной связи с проведением мер по профилактике заболеваний. Для этого НЦ профилактической медицины и Российским государственным медицинским университетом совместно с Минздравсоцразвития РФ разработана автоматизированная экспертная система, которая способна, учитывая факторы риска каждого проходящего диспансеризацию, определять индивидуализированные программы профилактики: рекомендации по корректировке образа жизни, схемы превентивной терапии (после консультаций специалистов).

— Потребуют ли мероприятия, связанные со стратегией «высокого риска», дополнительных площадей в поликлиниках для организации профилактических кабинетов?

Нет, не потребуют. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ в амбулаторно-поликлинических учреждениях были созданы эти кабинеты. Другое дело, что пока в ряде регионов они существуют формально, фиксируя лишь факт прохождения человеком диспансеризации. Мы планируем, что сотрудники этих кабинетов освоят автоматизированную систему расчета индивидуального риска и составления индивидуализированных рекомендаций по профилактике, будут координировать всю профилактическую работу, оказываемую прикрепленному населению.

— Какое внимание в рамках концепции уделено программе госгарантий?

Важным компонентом концепции является конкретизация государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на законодательном уровне. Должны быть четко определены источники финансового обеспечения госгарантий, их объем с уточнением видов, порядка и условий оказания медицинской помощи, порядок оценки эффективности исполнения госгарантий, ответственность за неисполнение, порядок разработки нормативных актов.

Содержанием программы госгарантий должно быть бесплатное для пациента выполнение на всех этапах (в амбулаторных условиях, на этапе скорой помощи, в стационарах) утвержденных единых для всей страны порядков и стандартов оказания первичной и специализированной медицинской помощи при наиболее значимых и распространенных заболеваниях и состояниях.

Нужно сказать, что стандарты медицинской помощи начали внедряться в нашей стране несколько лет назад, но они не просчитывались экономически, что приводило к тому, что они были либо минимальными, не обеспечивающими качество помощи, либо избыточными и потому невыполнимыми. По этой причине федеральные стандарты не могли быть едиными для стр...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.