Кардиология №8 / 2013
Влияние обучающей программы на эффективность и безопасность антикоагулянтной терапии у пациентов с протезированными клапанами сердца
ФГБУ НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, 650002 Кемерово, Сосновый бульвар, 6
Проведен анализ эффективности и безопасности антикоагулянтной терапии у пациентов с протезированными клапанами сердца на фоне обучающей программы и без обучения. Выявлено позитивное влияние программы обучения, при проведении которой пациенты в
80 (67,8%) случаях контролировали международное нормализованное отношение (МНО) ежемесячно, из них у 50 (62,5%) гипокоагуляция соответствовала целевому диапазону (p=0,001). На фоне проведения обучающей программы частота развития тромботических осложнений составила 2,73%/пац.-год, без обучения — 4,90%/пац.-год (p=0,040), геморрагические осложнения: 2,73%/пац.-год и 7,20%/пац.-год соответственно (p=0,002).
В рекомендациях Всероссийского научного общества кардиологов «Эффективность и безопасность лекарственной терапии при первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний» (2011) большое внимание уделяется вопросам контроля эффективности и безопасности терапии. Так, при назначении антикоагулянтной терапии (АКТ) антагонистами витамина К рекомендуется проводить определение международного нормализованного отношения (МНО), при этом повышение приверженности лечению в результате обучения пациентов способствует достижению успеха терапии [1]. В настоящее время наиболее распространены обучающие программы для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы [2]. Внедряются в практику и обучающие программы по АКТ [3, 4]. Однако отсутствуют данные о школе для пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС), нуждающихся в длительной или пожизненной АКТ по причине высокого риска развития геморрагических осложнений (ГО) и тромботических осложнений (ТО) [5]. Кроме того, проведение обучающей программы для пациентов с ПКС является актуальной задачей, поскольку отсутствуют национальные рекомендации по ведению больных данной категории, и врачи российских кардиохирургических клиник, как правило, используют зарубежные рекомендации [6, 7].
С апреля 2010 г. на базе ФГБУ НИИ КПССЗ СО РАМН разработана и внедрена обучающая программа для пациентов с ПКС. Ранее был проведен анализ эффективности обучающей программы в отношении приверженности лечению и качества жизни пациентов [8, 9], однако влияние их обучения на эффективность и безопасность АКТ до сих пор не оценивали. Следует отметить, что понятие «эффективность» включает снижение активности свертывающей системы крови с целью купирования тромбообразования и предотвращения тромбоэмболических осложнений (ТЭО), «безопасность» — отсутствие эпизодов больших кровотечений, а также максимальное снижение количества небольших кровотечений.
Цель настоящего исследования — оценить влияние обучающей программы на эффективность и безопасность АКТ у пациентов с ПКС.
Материал и методы
Методом случайного отбора сформированы 2 группы больных. Основную группу составили 118 пациентов, закончивших обучение в школе больных с ПКС, контрольную — 105 больных, не участвовавших в работе школы, поскольку им хирургическое лечение проводилось до внедрения обучающей программы в нашем центре. Группы сравнения были сопоставимы по возрасту, полу, месту жительства, а также типу протеза и основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца. Пациенты обеих групп статистически значимо не различались по степени выраженности хронической сердечной недостаточности и наличию фибрилляции предсердий (ФП) (см. таблицу).
Проявления дисфункции искусственных клапанов сердца отсутствовали на протяжении всего периода наблюдения. Состояние свертывающей системы крови контролировали с помощью измерения МНО с использованием ...