Кардиология №8 / 2013

Влияние обучающей программы на эффективность и безопасность антикоагулянтной терапии у пациентов с протезированными клапанами сердца

1 августа 2013

ФГБУ НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний СО РАМН, 650002 Кемерово, Сосновый бульвар, 6

Проведен анализ эффективности и безопасности антикоагулянтной терапии у пациентов с протезированными клапанами сердца на фоне обучающей программы и без обучения. Выявлено позитивное влияние программы обучения, при проведении которой пациенты в
80 (67,8%) случаях контролировали международное нормализованное отношение (МНО) ежемесячно, из них у 50 (62,5%) гипокоагуляция соответствовала целевому диапазону (p=0,001). На фоне проведения обучающей программы частота развития тромботических осложнений составила 2,73%/пац.-год, без обучения — 4,90%/пац.-год (p=0,040), геморрагические осложнения: 2,73%/пац.-год и 7,20%/пац.-год соответственно (p=0,002).

В рекомендациях Всероссийского научного общества кардиологов «Эффективность и безопасность лекарственной терапии при первичной и вторичной профилактике сердечно-сосудистых заболеваний» (2011) большое внимание уделяется вопросам контроля эффективности и безопасности терапии. Так, при назначении антикоагулянтной терапии (АКТ) антагонистами витамина К рекомендуется проводить определение международного нормализованного отношения (МНО), при этом повышение приверженности лечению в результате обучения пациентов способствует достижению успеха терапии [1]. В настоящее время наиболее распространены обучающие программы для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы [2]. Внедряются в практику и обучающие программы по АКТ [3, 4]. Однако отсутствуют данные о школе для пациентов с протезированными клапанами сердца (ПКС), нуждающихся в длительной или пожизненной АКТ по причине высокого риска развития геморрагических осложнений (ГО) и тромботических осложнений (ТО) [5]. Кроме того, проведение обучающей программы для пациентов с ПКС является актуальной задачей, поскольку отсутствуют национальные рекомендации по ведению больных данной категории, и врачи российских кардиохирургических клиник, как правило, используют зарубежные рекомендации [6, 7].

С апреля 2010 г. на базе ФГБУ НИИ КПССЗ СО РАМН разработана и внедрена обучающая программа для пациентов с ПКС. Ранее был проведен анализ эффективности обучающей программы в отношении приверженности лечению и качества жизни пациентов [8, 9], однако влияние их обучения на эффективность и безопасность АКТ до сих пор не оценивали. Следует отметить, что понятие «эффективность» включает снижение активности свертывающей системы крови с целью купирования тромбообразования и предотвращения тромбоэмболических осложнений (ТЭО), «безопасность» — отсутствие эпизодов больших кровотечений, а также максимальное снижение количества небольших кровотечений.

Цель настоящего исследования — оценить влияние обучающей программы на эффективность и безопасность АКТ у пациентов с ПКС.

Материал и методы

Методом случайного отбора сформированы 2 группы больных. Основную группу составили 118 пациентов, закончивших обучение в школе больных с ПКС, контрольную — 105 больных, не участвовавших в работе школы, поскольку им хирургическое лечение проводилось до внедрения обучающей программы в нашем центре. Группы сравнения были сопоставимы по возрасту, полу, месту жительства, а также типу протеза и основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца. Пациенты обеих групп статистически значимо не различались по степени выраженности хронической сердечной недостаточности и наличию фибрилляции предсердий (ФП) (см. таблицу).

Проявления дисфункции искусственных клапанов сердца отсутствовали на протяжении всего периода наблюдения. Состояние свертывающей системы крови контролировали с помощью измерения МНО с использованием ...

Горбунова Е.В., Пенская Т.Ю., Рогулина Н.В., Максимов С.А., Салахов Р.Р., Журавлева И.Ю., Барбараш О.Л.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.