Медицинский Вестник №31 (416) / 2007

Времена Мудрова

1 октября 2007

Первая треть XIX века ознаменовалась важными преобразованиями на медицинском факультете Императорского Московского университета. Вызваны они были невысоким уровнем подготовки и недостаточным количеством врачей на государственной службе.

К 1810 году дефицит достиг 609 человек. Катастрофическая цифра, особенно если иметь в виду угрозу войны с Наполеоном.
Пробовали решить проблему за счет иноземцев. Выписали 220 врачей, но 35 возвратили по неспособности, 34 отправили на доучивание, 6 оставили на вольной практике, 145 приняли на службу. Да и они работали, “не зная языка, свойства и обычаев русского народа”. К тому же после шести лет службы, получив пансион, “без сомнения выйдут в отставку”.
Все надежды на свои силы. Вот почему оказался столь нужным новый устав Императорского Московского университета, высочайше утвержденный 14 февраля 1805 года. Перечислю важнейшие преобразования, касающиеся медицинского факультета.
Повысились требования к поступающим на первый курс. Они должны были сдать вступительный экзамен. Вместо обязательного первоначального обучения будущих медиков на философском факультете были введены естественно-научные дисциплины.
Согласно уставу стало уже шесть, а не три профессорских курса, а вскоре и девять. Значительно увеличено количество учебных часов на преподавание клинических дисциплин, в том числе на диагностику, в частности на опрос, мастером которого был Матвей Яковлевич Myдров.
Обязательным стало ведение истории болезни. Этому тоже уделял большое внимание Мудров. Практикуется обучение при постели больного. Коечный фонд в 1805 году невелик — всего для больных разного профиля 12 коек.
Очень важным было предоставление права на получение после окончания факультета звания лекаря, что давало возможность вести врачебную практику, а также звания аптекаря и повивальной бабки.
Мирное развитие факультета прервало вторжение наполеоновских орд. Вот как говорил Myдров: “Когда неистовый враг наш внес с собою в сердце России оружие и пламя, тогда замолкли науки и искусства в нашем святилище... Огонь пожирал учебные заведения наши, блистательные кабинеты, богатые библиотеки и хранилища учебных обществ... Наш же медицинский факультет совершенно закрылся за лишением профессоров и студентов или лучше — покрыл себя славою и доблестями. Одни пошли на поле брани, другие поехали сопровождать раненых, на брани Бородинской уязвленных”.
Гроза прошла, и довольно быстро не только восстанавливается преподавание, но и воздвигаются здания, создаются научные общества, издается медицинский журнал при университете, совершенствуется клиническое образование.
Непосредственно на факультете лидером преобразований был М.Я. Мудров. Он происходил из семьи скромного священника Вологодского монастыря, который был человеком образованным, знал классические языки, читал сочинения Гиппократа и Цельсия, оказывал медицинскую помощь богомольцам, бредущим через Вологду в Соловецкий монастырь, и своим прихож...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.