Медицинский Вестник №25 (602) / 2012

Всеволод ТКАЧУК: медицинское образование вернулось в стены классического университета

1 сентября 2012

Не только начало учебного года, но и 20-летие создания факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова послужило поводом для встречи с деканом этого факультета академиком РАН и РАМН Всеволодом Арсеньевичем ТКАЧУКОМ. Каким должно быть медицинское образование? На эту злободневную тему беседовала с деканом редактор «МВ» Надежда Стаурина.

Не только начало учебного года, но и 20-летие создания факультета фундаментальной медицины Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова послужило поводом для встречи с деканом этого факультета академиком РАН и РАМН Всеволодом Арсеньевичем ТКАЧУКОМ. Каким должно быть медицинское образование? На эту злободневную тему беседовала с деканом редактор «МВ» Надежда Стаурина.


— Всеволод Арсеньевич, в чем смысл университетского образования врачей?

— В сентябре этого года мы отмечаем двадцатилетие факультета фундаментальной медицины (ФФМ) МГУ. Он был создан по инициативе ректора МГУ академика РАН Виктора Антоновича Садовничего. Во всем мире медицинские факультеты являются университетообразующими, важнейшим звеном в формировании научных исследований в области не только медицины, но и биологии, и физики, и химии. К нему тяготеют исследования экономистов и юристов, поскольку медицина охватывает и эти сферы деятельности. Во всех университетах мира медицинские факультеты самые богатые и сильные.

Московский Императорский университет тоже начинался в 1755 году с трех факультетов — низшего философского и двух высших — медицинского и юридического. После трех лет обучения на философском студенты выбирали, кем быть. Желающие стать естествоиспытателями шли на медицинский факультет. Так продолжалось без малого 200 лет, факультет стал ведущей медицинской школой в России, из которой вышли практически все великие врачи и физиологи нашей страны. Но в 1930 году решением руководства государства все медицинское образование было выведено из состава университетов и созданы медицинские институты. Это было велением времени: требовалось существенное повышение численности врачей в тот период. Но качество их подготовки при этом, конечно, пострадало.

— Почему?

— Дело в том, что в университете студентов-медиков учат преподаватели едва ли не всех имеющихся факультетов. Когда мы в 1992 году восстановили факультет, то в процессе обучения стали использовать весь потенциал МГУ. Математику нашим студентам читают профессора механико-математического факультета, физику — физического, химию — химфака, причем на том уровне, на каком они преподают студентам соответствующих факультетов. Что касается биофака, то все 36 его кафедр участвуют в процессе обучения студентов ФФМ. Отмечу, что на перечисленных факультетах есть условия для проведения практических занятий, что особенно важно. Точно так же, как клиническое образование передается от профессионалов-клиницистов, и только они могут учить врачеванию, так и на первых трех курсах фундаментальные дисциплины должны преподаваться профессионалами, это способствует формированию научного мышления. В этом и есть основное отличие университетского медицинского образования от обычного вузовского, где на первых курсах лекции читают, как правило, преподаватели-врачи.

У нас на хорошем уровне изучают иностранный язык, биоинформатику. Все студенты прекрасно владеют компьютерными технологиями. При этом мы следуем единым образовательным стандартам высшего профессионального образования, которые утверждены Минздравом ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.