Медицинский Вестник №10 (395) / 2007
Зачем педиатры изучают качество жизни?
В последние годы заметно возрос интерес к изучению качества жизни со стороны медиков. Почему, несмотря на несомненные достижения медицины, врачи обратились к понятию, которое изначально было прерогативой философов, социологов и политологов? Что даст внедрение новой методологии в клинический процесс? О чем свидетельствуют медико-социальные показатели качества жизни российских детей? Ответы на эти вопросы дает заместитель директора Института неотложной детской хирургии и травматологии, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем медицинского обеспечения и качества жизни детей Научного центра здоровья детей РАМН, доктор медицинских наук Светлана Альбертовна ВАЛИУЛЛИНА.
Минувшее столетие было отмечено стремительным развитием современных медицинских технологий, позволивших решать проблемы инвалидности, заболеваемости и смертности, увеличивая, так сказать, “количество жизни”. При этом, стремясь во что бы то ни стало достичь нормализации клинических и метаболических параметров у больного, врач зачастую перестал видеть самого пациента. В результате, несмотря на улучшение объективных данных, субъективно больной не чувствует себя здоровым. Таким образом, нарушается важнейший принцип клинической практики — “лечить не болезнь, а больного”.
Все большее значение приобретает уважение моральной автономии и прав пациента. Гарантии, защита его прав на информированность, сознательный выбор между лечением и нелечением, духовное и моральное утешение и т.д. так или иначе связаны с “новой сверхзадачей” врачевания — “оптимальным качеством жизни больного”.
Кроме того, оценка качества жизни зачастую является конечным критерием эффективности лечения, выбора препарата, успешности реабилитационных мероприятий. Это согласуется с провозглашенной ВОЗ Концепцией непрерывного совершенствования качества медицинской помощи.
Надо отметить, что последнее десятилетие характеризуется прогрессивным ухудшением состояния здоровья российских детей. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, число здоровых детей составило по разным регионам России от 2 до 10%. Сегодня можно считать здоровыми лишь 10—12% школьников младших классов, 8% — учеников средних классов и 5% — старшеклассников. Традиционные методы обследования дают одностороннее представление о болезни и эффективности лечения, но не позволяют оценить психологическую, социальную дезадаптацию ребенка, его отношение к своему состоянию. Эффективный контроль всех аспектов детского здоровья возможен только на основании комплексного подхода.
Не менее важно изучение качества жизни здорового ребенка. Очень мало известно об отношении детей к своему здоровью. В то же время без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни, сформировать адекватное представление о реакции личности ребенка на болезнь. Поэтому одним из важнейших направлений изучения качества жизни детей является определение состояния оптимального здоровья с позиций самого ребенка, его родителей.
Оценка составляющих качества жиз...