Фарматека №11 (344) / 2017

Запоры у детей: диагностика и лечение на догоспитальном этапе

19 сентября 2017

Кафедра детских болезней Самарского государственного медицинского университета, Самара

Запор – распространенная патология, особенно у детей раннего возраста. К ведущим причинам запора относятся гиподинамия, неправильное питание, изменения биоценоза кишечника; имеют значение психологические, ятрогенные и другие факторы. При диагностике запора целесообразно использовать Римские критерии. Залог успешного лечения функциональных запоров заключается в их ранней диагностике и комплексной терапии, включающей диетологические и поведенческие аспекты. Слабительные средства – важный элемент лечения запора, наиболее физиологичными из которых являются олигосахариды, обладающие пребиотическим эффектом. Приведенные в статье данные демонстрируют оптимальный профиль безопасности и высокую эффективность лактитола в качестве слабительного средства, а так же его
пребиотические свойства.

Запор – это распространенная проблема всех возрастных групп, но особенно актуальна она для детей и пожилых людей. Среди детей раннего возраста распространенность этой патологии составляет 25–30%, среди пожилых достигает 50–60% [1, 2]. Запор – болезнь цивилизации, и основные причины его – плоды «эволюции» техногенного общества: гиподинамия, неправильное питание и антропогенные изменения состава микрофлоры кишечника. Поэтому и решение проблемы заключается в предупреждении и устранении перечисленных факторов.

Психологические аспекты также играют непоследнюю роль в развитии запора у ребенка любого возраста. Типичной причиной дебюта запора у ребенка 6–18 месяцев является раннее и конфликтное приучение к горшку. В этом возрасте корково-подкорковая регуляция акта дефекации еще не сформирована и излишняя «воспитательная» активность близких ребенка, особенно если она сопровождается принуждением, вызывают «боязнь горшка» и психогенный запор. По данным М.И. Дубровской (2012), после начала посещения организованного коллектива запор развивается у 27% детей, причем у каждого пятого он формируется в ответ на стрессовую ситуацию [3].

Нельзя забывать и о лекарственно-индуцированных запорах, связанных с употреблением таких препаратов, как миорелаксанты, ганглиоблокаторы, холинолитики, опиаты, противосудорожные средства, барбитураты, транквилизаторы, нестероидные противовоспалительные средства, а также препараты железа и кальция.

Строго говоря, причин запора можно назвать гораздо больше, особенно в отношении детей, – это врожденные пороки кишечника и позвоночника, тяжелая патология нервной системы, эндокринная и другая соматическая патология. Однако их доля в общей структуре мала, заболевание изначально протекает тяжело, с осложнениями, и такие пациенты уже на ранних этапах попадают под наблюдение специалистов [4]. К признакам, указывающим на необходимость обращения за специализированной помощью, относятся задержка отхождения мекония, отсутствие самостоятельных дефекаций, острая абдоминальная боль, стойкость клинических проявлений, каломазание, торпидность к терапии слабительными. Дети с органическими запорами, как правило, отстают в физическом развитии, у них увеличена окружность живота, при пальпации нередко обнаруживаются каловые конкременты, со временем развиваются дефицитные состояния.

Значительно чаще диагностику и лечение запора проводят на амбулаторном этапе участковые врачи или в порядке самолечения сами пациенты либо родители больных детей. Поэтому информация по данной проблеме должна быть понятной и доступной.

Диагностика запоров в настоящее время базируется на Римских критериях (2016), которые, что важно педиатрам, учитывают и возрастные особенности [5].

Согласно этому документу, выделяется пять признаков запора:

  • частота дефекаций не соответствует возрастной норме;
  • твердый или комковатый стул;
  • натуживание или удлиненные дефекации;
  • болезненность при дефекации;
  • ощущение неполного опорожнения.

У детей от 4 лет и подростков нормальная частота стула определяется как «не менее 3 раз в неделю». Для объективизации оценки формы стула рекомендуется использовать Бристольскую шкалу (1-й и 2-й типы – «запорный» стул). Чтобы поставить диагноз функционального запора, должны присутствовать два из перечисленных выше критериев на протяжении 2 и более месяцев.

Однако у детей раннего возраста диагностические признаки имеют существенные особенности. В частности, это эпизоды недержания кала после того, как ребенок овладел навыками самостоятельного акта дефекации; наличие эпизодов длительной задержки стула, болей в животе; стул большого диаметра визуально или большой объем каловых масс в прямой кишке, определяемый пальпаторно. В данном случае для постановки диагноза необходимо рецидивирование симптомов в течение месяца.

При диагностике запора в данной возрастной группе крайне важно выявлять «эквиваленты» болевого синдрома:

  • «неприязнь» к горшку и попытки избежать дефекации;
  • раздражительность, возбуждение, проходящие после дефекации;
  • напряжение при дефекации – дети стоят на выпрямленных напряженных ногах, на пальцах ног;
  • «неестественные» места и позы при дефекации – дети «подпирают» мебель, прячутся в углу, опорожняются в ванной.

Залог успешного лечения функциональных запоров заключается в их ранней диагностике и комплексной терапии, включающей диетологические и поведенческие аспекты. По данным Н.Б. Думовой и соавт. (2012), при ранней диагност...

Д.В. Печкуров
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.